Чэнь ши Тай Цзи

Закон Восьми: лабораторные
заметки с уклоном в Чэньши
лаоцзя (деревенский стиль)

 

   

   

   

  
  Тайцзицюань  
  История  


Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Авторская площадка "Наши орбиты" состоит из ряда тематических подразделов, являющихся моими лабораторными дневниками, содержащими записи за разное, иногда продолжительно отличающееся, время. Эти материалы призваны рассказать о прошедшем опыте, они никого ни к чему не призывают и совершенно не обязательно могут быть применимы кем-то ещё. Это только лишь истории о прошлом

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье глобальные выводы могут быть интересны и полезны другим практикующим

Знакомство со сферой Тай Цзи началось для автора в 1983 году с другого знакомства. Во вполне себе пасторальном и соответствующем линии партии и правительства региональном центре автору предоставилась возможность ходить на занятия по физической подготовке местного районного УВД, в силу наличия лапы "средней мохнатости". Да, автору было тогда 10 лет. Обычная ОФП с беготнёй и кувырками по борцовскому залу, и с двумя тремя приёмами спортивной борьбы в конце этого больше разминочного занятия продолжались месяца три, пока на занятия не пришёл очередной сотрудник, которого не интересовала обязательная программа ОФП в силу того, что он был интересующимся практиком в экзотических боевых искусствах БаГуа и ТайЦзи. Точнее, с его слов, именно из классических форм он "брал движения" для практического использования

Местные боксёрские и каратистские авторитеты были посрамлены в первый же день, и занятия по ОФП естественно сменились тем, что вся занимающаяся братия стала просто повторять тренировку за появившимся специалистом. Как минимум возросло количество движения и их разнообразие, чего с лихвой хватало большинству местных дядечек. Тем же нескольким пацанам, которые в силу наличия мохнатой лапы посещали эти занятия, специалист сказал - что если интересно идти в глубину, то нужно выучить классическую последовательность движений 37 форм Чжэн Маньцина. Это была форма (называемая также как лу, тао, ката, последовательность или дорожка) от известного тайваньского мастера тайцзицюань, объединяющая элементы классических стилей Чэнь и Ян. Впрочем всего этого мальчишки не знали, но знали, что форма эта описана в книге "Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии" уважаемого практика, врача и популяризатора Гаваа Лувсана. Практическая недоступность ксероксов и наличие в области книги в двух экземплярах областной и медицинской библиотек без права выноса не останавливало ...

Практически довольно быстро пути того специалиста и тех мальчишек разошлись, но интерес к теме у автора остался. Несмотря на отсутствие учителей и вразумительных материалов за формой Маньцина, не дававшей объяснения корней явления последовало изучение укороченной классической формы Ян, затем 37 формы У Шумного (Ван Пэйшена). А затем Май Михайлович Богачихин выпустил перевод первой и второй книг мастера Гу Люсиня, ученика Чень Факе, по тайцзицюань стиля Чэнь, в которой было уже гораздо больше объяснений и понимания. Хотя по признанию Мая Михайловича на тот момент он больше интересовался "цигунчиком", и хотя, насколько помнится, в первом издании главный теоретический кусок о наматывании (п.5) был частично пропущен, эти книги послужили прекрасным топливом для дальнейшего движения. Но, естетсвенно, недостаточно, чтобы завершить переход

Это сейчас ясно, что описанное мастером Гу направление Синь Цзя всё ещё не являлось корнем явления. Однако на изучение первой формы ушёл примерно год усилий и попыток понять, что же за явление такое тайцзицюань и стоит ли оно дальнейшего изучения. Примерно в то же время автору посчастливилось стать обладателем первого тома перевода книги Чэнь Чжэнлэя "тайцзицюань семьи Чэнь с приспособлениями и без них", за что отдельная благодарность моему доброму знакомому и попутчику Виктору Локтионову. Эта книга показывала уже на корень явления (как считал на тот момент) по имени Лао Цзя Чэнь ши тайцзицюань. Но информации опять же было совсем недостаточно

Потенциал энтузиазма, вскрывающий суть явления, врядли мог привести к чему то стоящему при наличии нескольких книг. Конечно, все доступные источники в виде любительских съёмок исполнения классических лу теми, кого только удавалось достать - доставались и изучались на предмет попытки понять, что же всё таки стоит за этим явлением. Энтузиазм питали две вещи - погружение автора в буддизм, с его понятиями искренности сердца и постижения в духе, и увлечение автора темой экстрасенсорики, выразившейся, кроме прочего, в получении нескольких дипломов и обучении в нескольких "школах экстрасенсов". Наиболее значимый диплом с присвоением квалификации "биоэнергокорректор" автор получил в 198... году, и считает его наиболее адекватным своим совершенно небольшим достижениям в этой теме, хотя были и более звучные титулы и оценки. Так вот справедливости ради нужно сказать, что в плане способностей сейчас осталось довольно немного от того немногого, что было. И нужно сказать, что тайцзицюань, позиционировавшееся как как методика развития энергетики, довольно плотно увязалось с интересом к сенсорике, в результате сенсорику почти и похоронило

Немыслимое без культурных и философских основ понимание тайцзицюань требовало изучения классических китайских учений и картины мироздания, и благо, что базовые учения являются обязательными также и для рефлексотерапии, и потому доступны в массе медицинских учебников. Это учения об Инь-Ян, У-Син, цлин-ло и ци ... В настоящее время все эти учения, как и другие, автор увязывает в едином объёме даосского миропонимания. В качестве развития темы и естественного вывода её на надкультурный уровень служит развиваемое автором объяснение, призванное увязать значимые и созвучные аспекты различных культурных традиций (языцев). Так изучение тайцзицюань вылилось в понимание гораздо более всеобъемлющего явления сферы Тай Цзи - сферы знаний, приписываемых даосизму, которые естественно слились в понимание ещё большего объёма ведовства и язычества (интегральных знаний несоциальных культур - языцев)

Далее последовало знакомство с клубом Инби и его основателем и источником существования Олегом Чернэ, приведшее к знакомству, пускай и совсем шапочному, на уровне посещения нескольких семинаров, с грандмастером и держателем традиции Лао Цзя Чэнь Сяованом. При глубоком уважении к мастеру Сяовану информации, полученной в печатных и видеоматериалах, а также на его семинарах, автору оказалось также недостаточно в силу того, что очень многие биотехнологические вопросы оставались без ответа, и даже проведённое в те времена трёхлетнее более глубокое погружение в практику не привело к каким либо серъёзным на взгляд автора достижениям и результатам - возможно в силу того, что основным аспектом жизни было всё таки банальное выживание в социуме, в котором Тай Цзи занимает важное, но совершенно не главенствующее место. А также в силу планки и оценок "тайцзи не только для тайцзи". По факту Инби качественно учил очень созвучной мне вещи - тайцзи является лишь небольшой частью биотехнологий. Известно, что Жизнь больше любых учений, школ и взглядов. И, конечно, играло роль отсутствие какого либо глобального учителя жизни, кроме самого величайшего учителя - Жизни. Возможно, правильнее было выйти на грандмастера напрямую, тем более что это вполне возможно, но как то не сложилось. Что же, современный мир предоставляет доступ к различной информации, а достижения определяются только силой устремления и искренностью сердца идущего

С 2003 года исследования поднимаются на новый уровень формализации, привлекая видео и фотосъёмку, текстовые и графические описания. В частности сделанная автором в 2005 году раскадровка первого лу Лао цзя, выразившаяся более, чем в тысяче фаз отфотографированных перемен, долго служила автору основой для понимания потока Чэнь ши Тай Цзи, а отснятые в 2008 материалы по семи начальным углублениям в форму позволяли задавать новые вопросы и искать на них новые ответы

Не секрет, что качество доступных материалов по тайцзицюань существенно выросло с восьмидесятых, девяностых, нулевых и так далее. Но из познакомившихся с темой тогда многие отвалились в силу именно категорически низкого качества методического материала, полного отсутствия тиражируемых методик и т.п. В моём случае также наступило некое разочарование, на котороеполучилось опереться и шагнуть дальше, ну выводы о том, что китайцы научить не в состоянии да и не хотят присутствовали. Те же московские семинары Сяована по линии Инби только усиливали выводы, хотя взято было прилично, а уже в 2010 стали публично доступны его отдельные качественные методические записи. Не говоря уже про различных ревнителей т.н. «традиционного» подхода, который не очень совпадает с задачами современного живущего в российской культуре. На этом фоне мультикультурные исследовательские центры типа Инби и переобъяснившие традицию под Западную культуру мастера, например Мантэк Чиа, Чин Фансён, Сюй Минтан, выглядят редкими конструктивными алмазами. Другой вопрос, сохранится ли такая традиция

В общем в середине нулевых я отошёл от идеи взять что то глубокое у китайцев, и их традиционных последователей, заменив ее идеей сосредоточится на запечатанных в формах знаниях для их самостоятельного вскрытия путём проработки и сравнения с разными традициями, теориями и школами. Хотя был рецидив, в 10 году я отходил год на занятия Борису Евгеньевичу Бойко, в физкультурном режиме, без претензий и глубин. Применительно к тайцзицюань там весь этот год там учили хореографию формы и-лу лаоцзя, которую я к тому времени успел не только выучить и проработать в нескольких десятках моделей, но и немного поучить других. А также разбирали основы Панлунмэнь цигуна, про который я ничего не знал. С помощью этого я ещё раз посмотрел на хореографию первого лу (именно этому посвящён первый год обучения в группах Бойко применительно к Чэнь ши), и которого всячески рекомендую для изучения именно хореографии деревенского стиля, запараллелив процесс с дружескими занятиями с учеником Романа Романова Мишей Березиным (и, кстати, от которого я первый раз акцентированно услышал про илик), а также исследованиями в области реставрации славянской культуры. Уж как то тоскливо было без единомышленников, хотя они были рядом, но тогда в упор не виделись ... Однако - не взлетело. На предложение публиковать структурированную информацию Борис свет Евгеньевич ничего внятного мне тогда не ответил, я же ещё раз принял для себя, что каждый может только идти сам, именно так и тогда появился мой посвящённый тайцзицюань сайт в своём нынешнем виде, именно как вариант того, что можно сделать самому

Наверно, можно было поехать в Китай, найти своего мастера и получить от него качественную передачу. Практически веры в оптимальность такого расклада уже не было, произошло «вщёлкивание» практик в определённое место в потоке жизни, когда ресурс на них оказался не такой уж большой. Известен же был расхожий стереотип - китайцы учат формам, а не мастерству … В результате я стал «свивать поток» - относительно случайным образом акцентировать ту или иную практику, создавая некую взвесь, пыль, внутри которой кристаллизовалось то, что более-менее удалось понять. В этот период было придумано и проработано несколько десятков моделей, объясняющих построение классических форм, и несколько вариантов чистого цигуна, и всякое иное … в полном соответствии с заветами Чэньских патриархов (например, Ма Хуна) не ограничиваться тайцзи, смотреть, изучать, сравнивать ... Но сейчас Жизнь вывела на новые горизонты, в том числе новыми ритмами, местами, знакомствами, болячками, немного подкопленным в процессе продолжившейся практики пониманием. Поэтому в очередной раз встаёт тема перепросмотра, подведения итогов

Таким образом на текущий момент сфера Тай Цзи просто помогает автору жить, хотя похвастать выдающимися достижениями на текущий момент автор, пожалуй, не может. Так и цели всегда были иные. Разбираюсь по мере сил по ходу пьесы (жизни). Однако и то, что есть, несомненно представляет интерес для тех, кто идёт меньше, и кто меньше вложился в изучение темы. Поэтому автор надеется, что материалы настоящего сайта будут полезны интересующимся различными проявлениями сферы Тай Цзи, с которой автор продолжает взаимодействовать по мере сил и времени, отжираемых социумом. Что же, в своё время и до настоящего момента автор не считает возможным делать деньги на сфере Тай Цзи, как и на прочих несоциальных сферах. Возможно когда нибудь эта позиция будет пересмотрена, и позволит выйти из замкнутого круга ... Жизня больше любых учений

К сожалению интересующихся Тай Цзи, и, в частности Чэнь ши тайцзицюань не так много, и мало кто - из известных автору - до настоящего времени не захотел увидеть, что Тай Цзи является частью гораздо большей мозаики, включающей именно и Российскую культуру и возможности переобъяснения древнего учения под неё. Системное исключение далеко за горизонтами только тайцзицюань, пожалуй, составляет основатель клуба Инби, в интересы которого, на взгляд автора, не входит тема предоставления инструментария для усиления жизни современным носителям культурного потока нынешней Руси. Впрочем, случается, что деньги берут и высококвалифицированные специалисты, что позволяет им заниматься любимым делом ... что же, не мне их судить

За сим - сайт открыт в публичный доступ, и наполнение его будет происходить так, как будет происходить

 

общие моменты

 - текущее понимание
 - формула движения
 - требования к телу
 - вопросы инструктору
 

 - понятийные узлы
 - мои статьи по теме
 - мои видеонаработки
 - материалы мастеров
 - ссылки на источники
 
 - очередные глобальные итоги
 


 
        
   
    Нравится     

(C) Белонин С.С., 1974-2024. Дата последней модификации страницы:2024-07-31 20:24:36