Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными
соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия
лицензионного договора на использование этих
материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы
Авторская площадка "Наши орбиты" состоит из ряда тематических подразделов, являющихся моими лабораторными дневниками, содержащими записи за разное, иногда
продолжительно отличающееся, время. Эти материалы призваны рассказать о прошедшем опыте, они никого ни к чему не призывают и совершенно не обязательно могут быть применимы кем-то ещё. Это только
лишь истории о прошлом
Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины
связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье
глобальные выводы могут быть интересны и полезны
другим практикующим
Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические
аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать
"перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы. Сайт этот - лабораторный дневник, отдельные статьи отражают
позицию автора на время написания, они могут быть не согласованными между собой, и отличаться от моего текущего понимания. Вы используете материалы под свою ответственность
Ниже представлена сделанная мной для своих внутренних целей выверка наименований форм первого лу лао цзя.
Примечательно, что разные авторы и даже представители клана Чэнь используют местами несколько разные названия.
Поэтому в качестве отправной точки взяты наименования предлагаемые Чэнь Чжэнлеем в его книге "Тайцзицюань
семьи Чэнь с предметами и без" в переводе Алиева
Также примечательно, что после проведения выверок проявляется родственность отдельных форм, а также чётко
выделяются уникальные формы, которых существенно меньше общего количества форм в лу за счет повторов как
отдельных форм, так и целых блоков последовательно идущих форм. Для чего потребовалось вводить повторы -
вопрос интересный, но получить на него истинный ответ врядли получится
Для себя я объясняю это целями построения хореографической схемы лу, и обеспечения соответствия принципам
космогонического развёртывания, когда начало и конец лу совпадают в одной точке. С учётом выхода на "кустовые
движения" по терминологии Александра Медведева, или же на метадвижения (термин мой), повторы в форме не
являются принципиальным вопросом и служат цели наполнения лу определённым уровнем "критической массы"
движения
Номер формы
Название от Чжэнлэя
Название от Сяована и других
Моё рабочее название
1
Исходное положение
Начальное движение, Начальное поднимание
Начальное движение
2
Сверхпрочная ступка
Цзиньган толчёт в ступе, Алмазное толчение
Толчение, Ступа
3
Ленивое шитьё
Запахнуть халат
Халат
4
Блокирующие действия параллельными движениями рук
На шесть запечатано, на четыре закрыто, Блокирование параллельными руками, параллельное блокирование
Параллельное блокирование
5
Одиночный хлыст
Хлыст, Кнут, Одиночный кнут
Хлыст
6
Сверхпрочная ступка
Цзиньган толчёт в ступе, Алмазное толчение
Толчение, Ступка
7
Белый лебедь расправляет крылья
Журавль расправляет крылья, Белый аист расправляет крылья, Журавль, Аист, Лебедь
Журавль, Аист, Лебедь
8
Положение после шага наискось
Шаг по диагонали, диагональный шаг, почистить колено (рисунок в целом совпадает), Шаг наискось
Шаг наискось. Примечание: я выделяю две формы - Диагональный шаг и Почистить колено
9
Охват колен
Малое собирание
Малое собирание
10
Кручёный шаг
Кручёный шаг, ломаный ход
Кручёный шаг
11
Положение после шага наискось
Шаг по диагонали, диагональный шаг, почистить колено (рисунок в целом совпадает), Шаг наискось
Шаг наискось. Примечание: я выделяю две формы - Диагональный шаг и Почистить колено
12
Охват колен
Малое собирание
Малое собирание
13
Кручёный шаг
Кручёный шаг, ломаный ход
Кручёный шаг
14
Защита рукой и удар от рёбер
Красить брови красным, Защита рукой и удар от плеча, Рука - кистень
Защита рукой и удар от плеча
15
Сверхпрочная ступка
Цзиньган толчёт в ступе, Алмазное толчение
Толчение, Ступка
16
Блокирующие действия от себя
Спинное опирание
Спинное опирание
17
Чёрный дракон выходит из воды
Чёрный дракон выходит из воды
Чёрный дракон выходит из воды
18
Толчки руками
Толчки руками, На шесть запечатано, на четыре закрыто, Блокирование параллельными руками, параллельное блокирование
Параллельное блокирование
19
Из под локтя смотреть на кулак
Удар из под локтя, Кулак под локтем
Кулак под локтем
20
Обратные вращения плеч
Обратные вращения плеч
Обратные вращения плеч
21
Белый лебедь расправляет крылья
Журавль расправляет крылья, Белый аист расправляет крылья, Журавль, Аист, Лебедь
Журавль, Аист, Лебедь
22
Положение после шага наискось
Шаг по диагонали, диагональный шаг, почистить колено (рисунок в целом совпадает), Шаг наискось
Шаг наискось. Примечание: я выделяю две формы - Диагональный шаг и Почистить колено
23
Сверкающая рука
Игла на дне моря, прохождение спины
Игла на дне моря. Примечание: я выделяю два варианта — Игла на дне моря, и варианты Прохождение спины или Встряхнуть кулаком
24
Защита рукой и удар от рёбер
Красить брови красным, Защита рукой и удар от плеча, Рука - кистень
Защита рукой и удар от плеча
25
Блокирующие действия параллельными движениями рук
На шесть запечатано, на четыре закрыто, Блокирование параллельными руками, параллельное блокирование
Параллельное блокирование
26
Одиночный хлыст
Хлыст, Кнут, Одиночный кнут
Хлыст
27
Руки как облака
Облачные руки, Облачные движения
Облака
28
Хлопок по холке коня
Высокий конный разведчик
Разведчик
29
Выпад правой ногой
Потереть правую стопу
Правая стопа
30
Выпад левой ногой
Потереть левую стопу
Левая стопа
31
Удар пяткой левой ноги
Оттолкнуться левой пяткой
Левая пятка
32
Кручёный шаг
Кручёный шаг, ломаный ход
Кручёный шаг
33
Удар вниз
Святой вступает в бой
Святой. Примечание: я выделяю 2 формы — Святой и Встряхнуть кулаком
34
Два подъёма ног
Подъём двух стоп
Две стопы
35
Защита корпуса
Защита корпуса и удар в защиту сердца
Удар в защиту сердца
36
Нога вихрь
Ветер сметает цветы сливы
Цветы сливы
37
Удар пяткой правой ноги
Оттолкнуться правой пяткой
Правая пятка
38
Защита рукой и удар от плеча
Красить брови красным, Защита рукой и удар от плеча, Рука - кистень
Защита рукой и удар от плеча
39
Искусные захваты и удары
Малое обматывание
Малое обматывание
40
Изо всех сил толкать гору
Толкать гору
Толкать гору
41
Блокирующие действия параллельными движениями рук
На шесть запечатано, на четыре закрыто, Блокирование параллельными руками, параллельное блокирование
Параллельное блокирование
42
Одиночный хлыст
Хлыст, Кнут, Одиночный кнут
Хлыст
43
Контр - действия вперёд
Отражение вперёд
Отражение вперёд
44
Контр - действия назад
Отражение назад
Отражение назад
45
Расчёсывать на прямой пробор гриву дикой лошади
Расчесать гриву лошади
Грива
46
Блокирующие действия параллельными движениями рук
На шесть запечатано, на четыре закрыто, Блокирование параллельными руками, параллельное блокирование
Параллельное блокирование
47
Одиночный хлыст
Хлыст, Кнут, Одиночный кнут
Хлыст
48
Бегающий челнок искусной пряхи
Дева ткёт, Челнок пряхи
Дева ткёт, Челнок
49
Ленивое шитьё
Запахнуть халат
Халат
50
Блокирующие действия параллельными движениями рук
На шесть запечатано, на четыре закрыто, Блокирование параллельными руками, параллельное блокирование
Параллельное блокирование
51
Одиночный хлыст
Хлыст, Кнут, Одиночный кнут
Хлыст
52
Руки как облака
Облачные руки, Облачные движения
Облака
53
Приземление - развилка
Одиночный лотос (?)
Одиночный лотос и развилка. Примечание: я выделяю две формы - Одиночный лотос (разновидность с двумя руками) и Развилка
54
Золотая курочка стоит одиноко
Курочка на одной ноге, Петух на одной ноге
Курица, Петух
55
Обратные вращения плеч
Обратные вращения плеч
Обратные вращения плеч
56
Белый лебедь расправляет крылья
Журавль расправляет крылья, Белый аист расправляет крылья, Журавль, Аист, Лебедь
Журавль, Аист, Лебедь
57
Положение после шага наискось
Шаг по диагонали, диагональный шаг, почистить колено (рисунок в целом совпадает), Шаг наискось
Шаг наискось. Примечание: я выделяю две формы - Диагональный шаг и Почистить колено
58
Сверкающая рука
Игла на дне моря, прохождение спины
Игла на дне моря. Примечание: я выделяю два варианта — Игла на дне моря, и варианты Прохождение спины или Встряхнуть кулаком
59
Защита рукой и удар от рёбер
Красить брови красным, Защита рукой и удар от плеча, Рука - кистень
Защита рукой и удар от плеча
60
Блокирующие действия параллельными движениями рук
На шесть запечатано, на четыре закрыто, Блокирование параллельными руками, параллельное блокирование
Параллельное блокирование
61
Одиночный хлыст
Хлыст, Кнут, Одиночный кнут
Хлыст
62
Руки как облака
Облачные руки, Облачные движения
Облака
63
Хлопок по холке коня
Высокий конный разведчик
Разведчик
64
Крестообразные движения
Крестообразные движения, Перекрёстное движение рук
Крестообразные руки, перекрёстные руки. Примечание: я выделяю три формы — Перекрёстные руки, а также Одиночный лотос (разновидность с одной рукой) и Встряхнуть кулаком
65
Удар в промежность
Удар вниз (перекрёст с тем, что правильнее звать святой вступает в бой)
Удар вниз
66
Мартышка трогает плод
Обезьяна срывает плод
Обезьяна
67
Одиночный хлыст
Хлыст, Кнут, Одиночный кнут
Хлыст
68
Играющий дракон
Играющий дракон
Играющий дракон
69
Движение 7 звёзд большой медведицы
Шагнуть вперёд к семи звёздам
Семь звёзд
70
Шаг назад
Шагнуть назад и оседлать тигра
Оседлать тигра
71
Двойное движение Лотос с поворотом корпуса
Двойной лотос
Двойной лотос
72
Пушка над головой
Автоматическая пушка
Пушка
73
Сверхпрочная ступка
Цзиньган толчёт в ступе, Алмазное толчение
Толчение, Ступка
74
Заключительное упражнение
Заключительное собирание
Заключительное собирание
И лу включает множество повторяющихся форм с небольшими модификациями или бех них. Опять же возникает
вопрос о необходимости повторов в классических последовательностях, по идее призванных хранить эсенцию
знаний и навыков. Можно объяснять факт повторов навыком комбинирования, или же говорить о космогоническом
принципе построения классических последовательностей. Однако вопрос остаётся открытым - для систем с детальной
прикладной теорией, например каратюг, такое построение классических последовательностей не является
характерным
Владимир Котляр, декларируя свою причастность к даосскому тайцзицюань, также говорит об отсутствии длинных и
ветвистых лу, для которых в горах просто нет места. Однако компактные лу, короткие части которых многократным
повторением выстраивают тот или иной навык, вполне признаются. Ниже представлен перечень уникальных форм и лу
лао цзя Чэнь ши
Номер формы
Название от Чжэнлэя
Название от Сяована и других
Моё рабочее название
1
Исходное положение
Начальное движение, Начальное поднимание
Начальное движение
2
Сверхпрочная ступка
Цзиньган толчёт в ступе, Алмазное толчение
Толчение, Ступа
3
Ленивое шитьё
Запахнуть халат
Халат
4
Блокирующие действия параллельными движениями рук
На шесть запечатано, на четыре закрыто, Блокирование параллельными руками, параллельное блокирование
Параллельное блокирование
5
Одиночный хлыст
Хлыст, Кнут, Одиночный кнут
Хлыст
6
Белый лебедь расправляет крылья
Журавль расправляет крылья, Белый аист расправляет крылья, Журавль, Аист, Лебедь
Журавль, Аист, Лебедь
7
Положение после шага наискось
Шаг по диагонали, диагональный шаг, почистить колено (рисунок в целом совпадает), Шаг наискось
Шаг наискось. Примечание: я выделяю две формы - Диагональный шаг и Почистить колено
8
Охват колен
Малое собирание
Малое собирание
9
Кручёный шаг
Кручёный шаг, ломаный ход
Кручёный шаг
10
Защита рукой и удар от рёбер
Красить брови красным, Защита рукой и удар от плеча, Рука - кистень
Защита рукой и удар от плеча
11
Чёрный дракон выходит из воды
Чёрный дракон выходит из воды
Чёрный дракон выходит из воды
12
Блокирующие действия от себя
Спинное опирание
Спинное опирание
13
Из под локтя смотреть на кулак
Удар из под локтя, Кулак под локтем
Кулак под локтем
14
Обратные вращения плеч
Обратные вращения плеч
Обратные вращения плеч
15
Сверкающая рука
Игла на дне моря, прохождение спины
Игла на дне моря. Примечание: я выделяю два варианта — Игла на дне моря, и варианты Прохождение спины или Встряхнуть кулаком
16
Руки как облака
Облачные руки, Облачные движения
Облака
17
Хлопок по холке коня
Высокий конный разведчик
Разведчик
18
Выпад правой ногой
Потереть правую стопу
Правая стопа
19
Выпад левой ногой
Потереть левую стопу
Левая стопа
20
Удар пяткой левой ноги
Оттолкнуться левой пяткой
Левая пятка
21
Удар вниз
Святой вступает в бой
Святой. Примечание: я выделяю 2 формы — Святой и Встряхнуть кулаком
22
Два подъёма ног
Подъём двух стоп
Две стопы
23
Защита корпуса
Защита корпуса и удар в защиту сердца
Удар в защиту сердца
24
Нога вихрь
Ветер сметает цветы сливы
Цветы сливы
25
Удар пяткой правой ноги
Оттолкнуться правой пяткой
Правая пятка
26
Искусные захваты и удары
Малое обматывание
Малое обматывание
27
Изо всех сил толкать гору
Толкать гору
Толкать гору
28
Контр - действия вперёд
Отражение вперёд
Отражение вперёд
29
Контр - действия назад
Отражение назад
Отражение назад
30
Расчёсывать на прямой пробор гриву дикой лошади
Расчесать гриву лошади
Грива
31
Бегающий челнок искусной пряхи
Дева ткёт, Челнок пряхи
Дева ткёт, Челнок
32
Приземление - развилка
Одиночный лотос (?)
Одиночный лотос и развилка. Примечание: я выделяю две формы - Одиночный лотос (разновидность с двумя руками) и Развилка
33
Золотая курочка стоит одиноко
Курочка на одной ноге, Петух на одной ноге
Курица, Петух
34
Крестообразные движения
Крестообразные движения, Перекрёстное движение рук
Крестообразные руки, перекрёстные руки. Примечание: я выделяю три формы — Перекрёстные руки, а также Одиночный лотос (разновидность с одной рукой) и Встряхнуть кулаком
35
Удар в промежность
Удар вниз (перекрёст с тем, что правильнее звать святой вступает в бой)
Удар вниз
36
Мартышка трогает плод
Обезьяна срывает плод
Обезьяна
37
Играющий дракон
Играющий дракон
Играющий дракон
38
Движение 7 звёзд большой медведицы
Шагнуть вперёд к семи звёздам
Семь звёзд
39
Шаг назад
Шагнуть назад и оседлать тигра
Оседлать тигра
40
Двойное движение Лотос с поворотом корпуса
Двойной лотос
Двойной лотос
41
Пушка над головой
Автоматическая пушка
Пушка
42
Заключительное упражнение
Заключительное собирание
Заключительное собирание
Дальнейший анализ позволяет выделить родственные формы, ещё более уменьшая количество уникальных форм
и выводя на повторяющиеся базовые движения, используемые в различных фазах выделенных уникальных форм. Часть
форм явно имеет симметричное правое и левое исполнение. В других формах наблюдается совпадение или большая
похожесть отдельных фаз, что приводит к описанной ниже рабочей модели. Это именно рабочая модель, которая
может произвольно менятся во времени и на момент написания этих строк привязана к акцентируемым мной сейчас
плоскостным моделям
Примечательно, что после выделения групп "похожести" форма сводится к небольшому количеству повторяющихся
движений. Однако для того, чтобы придти к такому выделнию, потребовался не один год разбиралок, знакомство
со взглядами различных носителей и авторов материалов и проработка множества своих моделей и нескольких
парадигм построения движения
- Ступа, Журавль, Перекрёстные руки (в начальной фазе), Параллельное блокирование, переход в Курице,
Грива, Малое обматывание, Игла (сверкающая рука), Челнок пряхи - в части перемен - объёмный круг
- Параллельное блокирование, Толкать гору и Малое обматывание в части толчков
- Ступа и Обезьяна в части начального движения как и перемены, и фацзинь,
как и Ступа и Автоматическая пушка
- Спинное опирание, Прохождение спины (сверкающая рука), Дева ткёт
3
(вариации п.2) Чёрный дракон выходит из воды, Разведчик
4
Хлыст, Халат, Кулак под локтем, Курица
здесь можно выделить явную хлыстовую группу - Хлыст и Халат
а также группу сжатия и расширения. В одном из толкований её можно считать вариациями п.2
(объёмного кольца), но есть вариант с выделением отдельного базового движения
5
Диагональный шаг и Почистить колено, Кручёный шаг, Обратные вращения плеч, Удар в защиту сердца, Святой, Удар вниз
Эта и следующая группы являются одним движением в противоположные стороны
6
Облака, Отражение вперёд, Отражение назад
7
Защита рукой и удар от плеча (Кистень), Оседлать тигра
Эта и следующая группы являются одним движением в противоположные стороны
Кистень в начальной части и оседлать тигра - одно движение в две стороны
8
Малое собирание, Дева ткёт (в начальной части), Шагнуть к семи звёздам
9
Тереть стопу справа, Тереть стопу слева, Подъём двух ног
- Пинок в Малом обматывании присутствует только в форме, передаваемой Борисом Бойко,
у Сяована в передаваемой им на семинарах и в видеоматериалах форме, равно как и у Чжэнлэя, пинка в Малом
обматывании нет. Вместе с тем пинок является естественным движением, среди авторов В. Котляр, например,
вообще называет его основным действием ногами в даосском тайцзицюань не считая перемещений
- Лотосы и Ветер цветов сливы являются одним движением в две стороны, это же касается форм
Тереть стопу и Оттолкнуться пяткой
10
Оттолкнуться левой пяткой, Оттолкнуться правой пяткой, Шаг вбок (он же с фацзинь)
11
Малое обматывание (если применимо, в части пинка и, если применимо, подседа), Шаги (вперед, назад),
Развилка (лотос и развилка), Играющий дракон
12
Лотос (и развилка), Перекрёстные руки (в части лотоса), Двойной лотос (вторая часть)
13
Ветер сметает цветы сливы, Двойной лотос (первая часть, хотя есть вариация с потиранием стопы)
Как минимум часть форм не встречается в лу симметрично, хотя во многом форма симметрична. Но например Лотосы присутствуют только "на одну сторону",
что подводит к идее прокрутки лу "на две стороны", что, как приходилось слышать, также практикуется и последователями Чэнь Юя
Однако даже такая раскадровка не является конечной. Весь объём практики и поисков математической формулы построения движения привёл к плоскостным, а
за ними и к объёмным моделям, суть которых сводится к комбинированию двух крутящих моментов (вращения тела в плоскости), охватывающих всю
биомеханическую структру тела с проходящим через центр вектором усилия от опоры до эффектора. Плюс ритмика. Два крутящих момента охватывают три оси и
объём, и о них же говорит Сяован
Два крутящих момента означают также небольшое количество объёмных колец целостного движения (их всего восемь), на которые навешиваются формы
и базовая техника. В качестве примера рассмотрим фронтальный круг, определяемый горизонтальным и сагиттальным крутящими моментами. В процессе
прохождения этого круга последовательно проходятся отдельные фазы ряда форм: шесть запечатано, алмазное толчение (или начало спинного опирания),
малое обматывание (или конец вращения плеч или одиночного лотоса), хлыст (или запахнуть халат в конечной фазе), начало двойного подъёма стоп,
журавль (или крестообразное движение рук, удар от плеча от момента выплеска, или удар в защиту сердца, основная фаза ткущей девы), начала потереть
стопу или стопы - вихря), переход в конце вращения плеч, шесть запечатано перед толчком (также конец вращения плеч, конец гривы лошади, конец
конного разведчика), алмазное толчение (середина или один из вариантов обратного вращения плеч, или эти же фазы кручёного шага), и опять шесть
запечатано:
То есть вы делаете один круг, но его фазы используются в массе форм, без полного охвата мы насчитали 21 форму, в комбинации с другими базовыми
движениями, которые по сути два возможных направления вращения от центра (тележной оси), переходящие в четыре как результат комбинаторики правого
и левого (восемь на две стороны). Здесь же, кстати, я привожу дублирующие формы с совпадающими фазами, что показывает простоту базовых движений,
из которых скомпонованы формы лу
Если же акцентом является сагиттальная (поперечная) проскость, в каждом из двух направлений прослеживается масса форм в отдельных фазах. Наиболее
явными являются малое собирание, журавль и перекрёстное движение рук, автоматическая пушка в и лу и паочуй, конец шага к семи звёздам, удар от плеча,
нижняя автоматическая пушка, начало удара в защиту сердца в варианте формы от Бориса Евгеньевича Бойко, защита рукой и удар от плеча, обратные
вращения плеч, кручёный шаг. Движения ног также управляются от дянь тяня туловищем и подчиняются тому же принципу
Кстати, именно выделение метадвижений показывает возможность проработки динамики не только в Чэнь ши, но и в направлениях семей Ян, У, У,
Сунь и Чжаобао. А сами формы даже в варианте фитнесс исполнения могут использоваться для проработки динамики и базовых принципов. В то же время
я не верю в возможность вскрытия принципов без привлечения лаоцзя Чэнь ши и дальнейшего сравнения с другими направлениями
За сим обзор завершён, и тема дальнейшего анализа и выводов по формам - первому и второму лу - возможно будет продолжена в других моих статьях