Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными
соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия
лицензионного договора на использование этих
материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы
Авторская площадка "Наши орбиты" состоит из ряда тематических подразделов, являющихся моими лабораторными дневниками, содержащими записи за разное, иногда
продолжительно отличающееся, время. Эти материалы призваны рассказать о прошедшем опыте, они никого ни к чему не призывают и совершенно не обязательно могут быть применимы кем-то ещё. Это только
лишь истории о прошлом
Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины
связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье
глобальные выводы могут быть интересны и полезны
другим практикующим
Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические
аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать
"перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы. Сайт этот - лабораторный дневник, отдельные статьи отражают
позицию автора на время написания, они могут быть не согласованными между собой, и отличаться от моего текущего понимания. Вы используете материалы под свою ответственность
Обзор
Ключевые выводы сразу
Они являются ключевыми для дальнейшего продвижения, ибо ошибочное декларирование требований к структуре как фундаментальных и достаточных
принципов было мной преодолено именно здесь, и появился сой взгляд на продвижение, расширяющий взгляды учителей и источников. Осевые модели
следовали за моделями структурными, и завершились выходом на
ритмические модели
Всё Дальше идёт размусоливание по теме
Продолжая тему моделей, объясняющих явление, и начатую в вводной статье, статье начального объяснения и структурных моделей,
пройдёмся по моделям, названным автором осевыми. Необходимое важное замечение - автор не является достигшим сути явления специалистом,
но в силу определённых обстоятельств какое то время взаимодействует с темами тайцзицюань и Тай Цзи. Рассматриваемые в настоящей
статье моменты имели место быть в жизни автора, и могут оказаться полезны кому то из ищущих в том же направлении, но материалы эти не
претендуют на окончательную истину, это скоре материалы к размышлению
Осевые модели появились из биомеханической модели, ставшей для меня эсенцией развития направления
структурных моделей. Поиск базовой формулы привёл меня к рассмотрению высказывания классиков "внешнее движение
инициируется внутренним". Выросший из занятий сенсорикой интерес ко внутренней энергии получил дополнительную
пищу в виде столбовых практик, позволяющих развивать определённые ощущения, слабо доступные в случае привлечения
только динамических практик. Да, в своё время об этом писал Олег Чернэ, и, пропустив это через свою практику во
время трёхгодичного погружения, могу сказать, что это действительно так. Начальное понимание, полученное во
время практикования форм Ян ши по формуле "куда сознание, туда и кровь, куда кровь - куда ци, куда ци - туда ли
(т.е. внешняя сила или внешнее движение)", упёршееся в своё время в отсутствие физической (биомеханической)
опоры, получило значительную поддержку
После проявления и формализации структурных моделей, когда тело в гораздо меньшей степени стало "путаться" в
членах, появилось некоторое ощущение биомеханики, но также и потолок. Да, классические последовательности как
хореографию можно натянуть на биомеханическую модель тела, но это не даёт формулы построения движения. Нужно
было в очередной раз выходить из круга предложенных понятий и идти дальше
Дальнейший вектор определился следующими мыслями, давно известными порознь и сведёнными мной в смысловой блок.
Известно, что тайцзицюань являясь порождением понятий Тай Цзи, должен соотноситься с диаграммой тайцзиту, также
известной как диаграмма Инь - Ян. Об этом пишет, например, Чжоу Цзунхуа в своём исследовании пяти основных
стилей. Известно, что существует изречение "круг должен быть вписан в квадрат, а квадрат в круг", или же
"в круглом есть квадратное, а в квадратном - круглое". Классически это изречение обозначает связь энергии и
формы, или же опору энергетического движения на биомеханическое. Самым простым вариантом говорить об энергии
- это говорить об инерции движения, однако более продвинутый вариант толкования предупреждает, что движение
должно быть безинерционным и контролироваться энергетическим движением. Возможно позже я подготовлю отдельный
обзор про эту сложную тему
Идём далее. Известно, что для целей изучения зачастую прибегают к построению моделей, выделяя компоненты и их
связи. Фактичски вся западная цивилизация объясняет себе мир с помощью логических моделей, однако даосизм пошёл
в этом вопросе дальше, добавив к подсистемам и связям понятия осей перемен внутри модели. Исходя из того, что
диаграмма тайцзиту является двумерной, и ограничена кругом, который для целей моделирования часто представляют
квадратом, а также исходя из того, что объёмы нашего пространства, в том числе и физическое тело, трёхмерны, и
соединив все перечисленные вводные автор получил базовую модель объяснения - куб объёма, в который вписана
объёмная, а не плоская, диаграмма тайцзиту. И да - этот куб имеет три оси. Кстати в терминах куба и его осей
представляется любопытной раскадровка классических багуа - базовых триграмм китайской Книги Перемен, которая
является определяющей как для культуры Китая, так и для проявления культуры - потока тайцзицюань. Три оси,
определяющие силы Человека, Неба и Земли, однозначно размещают триграммы на углах куба, соотносясь с плоскими
диаграммами определения Прежнего (диаграмма Фу Си) и Последующего (диаграмма Вэнь Ваня) Неба ...
Перечисленные выше компоненты порознь известны исследователям, но вот определить модель исследования и
натянуть на него хореографию классических форм Чэнь ши тайцзицюань как-то никто не догадался, возможно в силу
доступа к более качественным источникам информации, а возможно в силу большого объёма работы, которую
предстояло проделать. Первой фазой исследования в хореографии формы в кубах объёма стали осевые модели, а
второй фазой - модели начального объёма. Вместе я называю их моделями кубов объёма, кубическими или
осе-объёмными моделями. Задача всё та же - поиск формулы построения движения в тайцзицюань, поиск
формализованной модели, позволящей большому количеству занимающихся в условиях совершенного недостатка
информации не просирать массу времени впустую. Не то, чтобы поначалу я был сильно озабочен интересами этих
самых занимающихся - разбирался то я для себя. Но в какой то момент стало понятно, что определённую часть
полученных результатов разбиралок нужно публиковать
Исследования осевых моделей вылились в раскадровку в 2005 году формы и лу лао цзя на примерно восемьсот фаз перемен, которые и были отфотографированы, став основой для дальнейших
исследований
Модели
Из осевых моделей хочется выделить следующие:
"одноосевая или модель одной оси и вращения". Первый лу лао цзя Чэнь ши тайцзицюань
- видео не публиковалось -
"двухосевая" модель. Первый лу лао цзя Чэнь ши тайцзицюань. Отражает
динамику изменений при акценте на горизонтальных плоскостях, определяемых двумя горизонтальными осями -
продольной и поперечной. При этом перемены в горизонтальной плоскости фактически являются всё тем же переносом
веса и поворотом, однако здесь уже присутствует опора на структурные модели, добавляется ритмика и отслеживание
восходящих и нисходящих потоков
"трёхосевая модель". Первый лу ао цзя Чэнь ши тайцзицюань. Является развитием двухосевой, но всё ещё не является законченной формулой движения. По сути
разные акценты исследований переплетались, и чистая трёхосевая почти сразу слилась с ритмической "мельницей" и преобразовалась в комплексную модель "трёх осей и объёма" следующего класса
моделей
Базовые движения
Для осевых моделей характерны следующие базовые движения на физическом горизонте:
перенос веса отражает перемены продольной горизонтальной оси. Сутью является внутреннее ощущение "переливания"
некой субстанции из опорной половины тела в более пустую. Затасканный термин "энергия" требует разъяснений,
и лучше оставить его специалистам. Однако в силу моего некоторого знакомства с прямыми и обратными связями между
психикой и соматикой, а также помятуя о высказываниях про энергию различных исследователей, например Владимира
Котляра "какая энергия, её не существует ..." и Вадима Шлахтера "какие каналы ? возьмите атлас нервной системы
человека и сравните с атласом энергетических каналов" хочу отметить, что термин "внутренняя энергия" на мой дурацкий
взгляд означает совсем не то, что что вкладывает в него обыватель
далее - выгибание спины (поясницы) назад (наполнеие мин-мэнь) и наполение живота (дань-тянь) вперёд отражает
перемены по поперечной (сагиттальной) горизонтальной оси (в данных рассматриваемых моделях сопровождается поворотом
поясницы). Здесь зафиксируем, что термин дянь тянь означает как конкретную точку на теле, так и некий аналог
индусских "чакр", то бишь энергетических центров. У различных исследователей даосизма количество этих самых дянь
тяней расходится от одного до нескольких сотен. Однако есть ещё понятие центра, соотносимого с нижним дяньтянем
живота, который анатомически включает область туловиша, ограниченную животом спереди, боками и спиной сзади,
промежностью снизу и диафрагмой сверху. И именно вращение этого "дяньтяня" определяет движение всего тела у отдельных
исследователей тайцзицюань, имеющих традиционных китайских учителей из клана Чэнь ... Но эта тема гораздо больше
соотносится с рассматриваемыми в отдельном разделе моими плоскостными моделями
поднятие и опускание рук отражает перемены по вертикальной оси (в данных рассматриваемых моделях также
сопровождается поворотом поясницы). Примечательно, что это конечно никакое не "поднятие рук" за счёт мышц
плеч. Как и любое базовое движение оно инициируется управляемым ощущением внутреннего движения внутри тела,
в данном случае выстраивая опору от стоп через всё тело в пальцы рук. Возможность управления такими ощущениями
у соответсвия им тела выстраивается ежедневными часовыми столбами, как было с автором в процессе трёхлетнего
погружения, и требует постоянной наработки, без которой значительно сглаживается, как опять же, было у автора.
Осевые модели вообще штука требовательная к массе вспомогательных практик, в которые автор был вовлечён в своё
время в контексте взаимодействия с клубом Инби и поиском в параллельных источниках, например у Мантэка Чиа и
Алесандра Медведева
отведение и подведение конечностей к туловищу отражают ритмические перемены. Опять же при этом для себя обращал
внимание на сохранение некоторого свивания тела, в тм числе и конечностей, вокруг костных осей, некоторой
"вкрученности", позволяющей обеспечить движение "отсутствием впадин выпуклостей", нарабатывается это ощущение в
моих структурных моделях
Таким образом выстраивается иерархия перемен по осям и в ритмике, взаимнодополняющие друг друга. Однако
комбинаторика этих перемен не может полностью описать и объяснить хореографию классических последовательностей,
хотя и служит задаче уплотнения структурных, в т.ч. биомеханических моделей
Примечательно, что "физика" предлагаемого клубом ИНБИ варианта наматывания шёлковой нити от Сяована довольно
полно описывается в рамках выделяемых мной базовых движений осевых моделей
Примеры раскадровок
Как появились мои осевые модели ? Когда отчётливо проявился потолок структурных моделей, среди различных путей была
взята хореография первого лу (для начала) и он был разбит пофазно на движения настолько мелкие, чтобы каждое движение
влекло перемену только по одной из трёх осей. Сначала правда - двух осей, потом уже довёл до трёх
Как определялось какие движения соответствуют каким переменам ? На основании моего персонального ощущения и понимания. На адекватность,
достоверность и соответствие тому, что крутилось в головах у Ченей не претендую, но для того, чтобы понять возможные варианты
и проводилось это исследование. По моему вышло логично. В 2005 году были отфотографированы почти 1000 (тысяча) перемен, на которые
разбивался первый лу в осевых моделях. Ниже в качестве примера представлена частичная раскадровка второй формы "Сверхпрочная ступка"
В 2005 году было отснято немного менее 1 тысячи фаз раскадровки формы первого лу лаоцзя Чэнь ши. Это был огромный материал для работы с пониманием форм. Пример раскадровок для формы
цзиньган даодуй, оно же "дух хранитель толчёт в ступе", или "алмазное толчение" расположен ниже. Тогда я собирал материалы и опыт в сборник "Записки ученика", и эти отснятые формы были
одним из приложений к соответствующему тому "Записок ...". Итак, Ступа:
Однако по приведённым фрагментам серьёзный интересующийся сможет самостоятельно повторить раскадровки - если оно ему действительно
будет нужно. Ниже в качестве примера приводится ключевые для моих осевых моделей графики течения движения для ряда форм:
Ступа
Халат
Параллельные руки
Хлыст
Ступа 2
Журавль
...
Выводы
Таким образом некоторое понимание движения внутренней энергии, инициирующей движение внешнее, было достигнуто
практически, и возник вопрос - как внутреннее движение инициирует внешнее ? Наиболее очевидными путями движения
явились горизонтальное и вертикальное направления, которые при рассмотрении человеческого тела вылились
определение осей, совпавших с осями Евклидового пространства. Начальное объяснение, сформированное автором,
содержало перенос веса и разворот. Но те же самые перенос веса и разворот легли в основу преподававшегося в клубе
Инби варианта объяснения как формы Лао Цзя Чэньши тайцзицюань, так и последовательностей "шёлковой нити". Однако
этот перенос и разворот были уже более выстроены и опирались на разделение осевых и объёмных функций внешнего
тела
Кроме того делалось несколько дополнительны вводных. Наиболее значимые - высказывание "ноги есть подставка
под тело", равно как и фиксация бёдер относительно стоп при построении движения телесной структуры,
допустимость небольшого вращения плеч относительно таза за счёт работы (скручивания и раскручивания) поясницы,
а также вспомогательная проработка основных суставов - преобразователей и выделенные в отдельную тему столбовые
практики
Эти аспекты были основными привнесениями от клуба Инби, давшими новую пищу для исследований. Равно как и весь
объём предлагаемых основателем клуба практики и теоретических построений, а также пришедшийся на этот же период
2001 - 2005 годов пик изучения материалов от Мантэка Чиа. Кроме того некоторые аспекты засветились в новом
свете в силу взаимодействия в этот же период с отдельными реставраторами славянской культурной традиции
Кстати, вопрос допустимости поворота плеч относительно бёдер имеет несколько ответов. Отдельные специалисты,
например Александр Скалозуб и ученики Романа Романова говорят о недопустимости поворота плеч относительно бёдер,
что позволяет передавать усилие непосредственно из ног в плечи и имеет прикладную ценность. К тому же при
ведении дяньтянем (а точнее животом) такая манера движения довольно комфортна
Однако в книге Гу Люсиня и Чэнь Цзячжэня сказано, что поступательные движения без скручивания недопустимы,
ибо теряется спиральная сила, но для целостного движения всего тела спиральное скручивание и раскручивание рук
и ног должно дополняться спиральным скручиванием и раскручиванием туловища, что подразумевает повороты плеч
и бёдер относительно друг друга. К тому же, если принимать, что в физическом аспекте тайцзицюань использует
суммирование сил различных частей тела, отсутствие скручивания туловища выключает наиболее сильные части тела
из общего движения. Здесь важно понимать, что есть разворот туловища за счёт бёдер, а есть разворот за счёт
поясницы, и оба этих движения могут складываться в единое более сильное. Также вариант формы от Олега Чернэ
подразумевает наличие скручивания
На момент написания этих строк я не знаю, какой вариант предпочтителен. Одна из моих вспомогательных моделей
исполнения классических форм называется "ведущий тазовый и плечевой поясы" и рассматривает как раз вариант с
допустимостью спирального скручивания туловища, тогда как другие модели, например "болтайка" или "куб на ножках"
подразумевают работу "рамкой", т.е. без скручивания бёдер относительно плеч и плеч относительно бёдер. Как уже
много раз показывала практика, истина включает в себя противоположности, так что отбрасывать и циклиться на
одном варианте не стоит
Рассмотренный пласт "осевых" моделей всё ещё является подводящими исследованиями, "детским садом", не
несущем ни законченной формулы движения, ни законченной прикладной ценности. Но это ценный промежуточный
пласт, как и более ранние ценный накоплением кирпичиков смысла и навыков