Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными
соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия
лицензионного договора на использование этих
материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы
Авторская площадка "Наши орбиты" состоит из ряда тематических подразделов, являющихся моими лабораторными дневниками, содержащими записи за разное, иногда
продолжительно отличающееся, время. Эти материалы призваны рассказать о прошедшем опыте, они никого ни к чему не призывают и совершенно не обязательно могут быть применимы кем-то ещё. Это только
лишь истории о прошлом
Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины
связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье
глобальные выводы могут быть интересны и полезны
другим практикующим
Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические
аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать
"перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы. Сайт этот - лабораторный дневник, отдельные статьи отражают
позицию автора на время написания, они могут быть не согласованными между собой, и отличаться от моего текущего понимания. Вы используете материалы под свою ответственность
Обзор
Ключевые выводы сразу
Тема восьми усилий и тринадцати сил считается одной из базовых. Нестыковки у авторов, конечно, есть. Пока приведём выдержки из наиболее адекватного моему пониманию описания восьми сил,
размещённого во второй книге Романа Романова (на тот момент, если не ошибаюсь - передача ученика Чэнь Чжаокуя - Ма Хуна) в разделе "Ответы на вопросы" стр. 336 : "Пэн - это спиральное
упругое усилие, расширяющееся наружу. Другие семь видов усилий - это продолжение пэнцзинь, они используются разными частями тела под разными углами, но суть одна - пэнцзинь. Люй - это усилие
обрушивания вниз и закатывания наружу, которое проваливает приходящую силу ... влево или вправо от себя ... Цзи - ... содействует поступательной силе направляться вперёд или по дуге вверх,
нейтрализация с пэн или выброс - это цзи. Ань - ... идёт с усилием обрушивания вниз или закатывания наружу, направлено вперёд (идёт по нижней дуге). Разделение - это ле. Обычно разделяет
силу ... вправо и влево, вверх и вниз или по диагоналям. Чжоу - нейтрализация пэн, локоть, удар. Возможен в разных направлениях. Као - удар плечом, грудью, спиной, бедром ..."
Однако кроме восьми характерных для тайцзицюань сил есть ещё пять шагов, почему и говорят о 13 формах и силы вспомогательные, набор которых в разных стилях отличается. Например,
встряхивание, толчок вверх, сила скручивания вниз (водоворота) и другие, приписываемые чэньши и признанные в янши Янлинем
Всё Дальше идёт размусоливание по теме
Кстати это важно при разборе базовых форм туйшоу. Например, первая двуручная форма классики акцентирует взаимопереход трёх кардинальных - цзи, люй,
ань. Как это не неожиданно. А пэнцзинь всюду и так присутствует. Как и в иных местах в тайцзицюань прослеживаются нестыковки у ряда авторов
относительно соответствия усилий и фундаментальных символов - триграмм. Здесь придётся приводить ажно почти дословными кусками для не тронуться
умом
Российский специалист - китаевед Андрей Олегович Милянюк, занимающийся, если не ошибаюсь, Ян ши тайцзицюань, перевёл книгу Юй Чжицзюня
"Малоамплитудный комплекс стиля Ян ..." М.:Стилсервис, 2008. В этой книге в третьем разделе "Классические произведения по тайцзицюань" на странице
71 также представлен текст "Суждение о тайцзицюань (Чжан Саньфэн)", в котором в том числе сказано "Пэн, люй, цзи, ань - это [триграммы] цянь, кунь,
кань, ли, ориентированные прямо по четырём сторонам [света], а цай, ле, чжоу, као - это [триграммы] сюнь, чжэнь, дуй, гэнь, [ориентированные]
по четырём диагоналям". Далее в разделе четвёртом "Основы классической китайской философии в теории тайцзицюань" на странице 85 говорится
"Восемь методов тринадцати позиционных основ есть ни что иное, как соответствие четырёх видов действий пэн, люй, цзи, ань триграммам так называемых
"прямых направлений" сторон света цянь, кунь, кань, ли, а четыре других видов действий цай, ле, чжоу, као - четырём "диагональным направлениям" и их
триграммам сюнь, чжэнь, дуй, као ..." Это прямо противоположный перевод того же вроде канонического материала, приписываемого Чжан Саньфэну, что и у
В.В.Малявина
Далее предлагается посмотреть на схему на странице 86, где представлены соответствия триграмм и действий. Там
нарисовано (с моим добавлением русского названия действий): цянь = пэн, сюнь = цай, кань = цзи, гэнь = као,
кунь = люй, чжэнь = ле (раскалывание), ли = ань, дуй = чжоу (локтение). Многие авторы описывают соответствие
усилий порядку Фу Си. В этой же книге в приложении 2 усиленно гнобится Чэньская версия происхождения
тайцзицюань. Однако посмотрим, что пишут другие авторы
Фундаментальный труд Чжоу Цзунхуа "Дао тайцзи-цюаня путь к омоложению" Киев:София, 1995 раздел 2.3 "Восемь
триграмм" страница 152 сказано: "В Тайцзицюане есть восемь основных позиций, которые символизируются Восемью
Триграммами. Это: Отражение = Цянь, Откатывание = Кунь, Нажимание = Кань, Толкание = Ли, Притягивание = Сунь,
Раскалывание = Чжэнь, Локтение = Дуй, Плечение = Гэнь"
В книге "Восемь тел тайцзи-цюань" Олега Чернэ, ЧОМ 1998, в разделе "тело Ли", подраздел "Сила Чжоу" сказано: "Сила Чжоу
- сила локтя, также, как и сила Као - сила плеча, хотя и имеют прикладное значение, но он более важны тем, что представляют
целую энергетическую структуру, выраженную в знаках Дуй и Гэнь". Это высказывание соотносится с распределением сил и
технических действий в соответствии с порядком Прежнего неба Фу Си
Отметим, что ряд авторов не фиксируется на триграммах и восьми действиях. Это относится, например к Мантэку Чиа в цикле
материалов, в т.ч. важной книге "Внутренняя структура тайцзи" К:София, 1997, Бобу Клейну "Движения магии дух тайцзицюаня",
Чжэнь Гун "Внутренние энергии в тайцзицюань", Чэню Цзячжэну и Гу Люсиню "Тайцзи-цюань стиля Чэнь", Чэню Чжэнлэю в
"Тайцзицюань семьи Чэнь с приспособлениями и без них"
И вот здесь в 2011 году появляется книга Владимира Вадимовича Малявина "Тайцзицюань: Классические тексты, Принципы, Мастерство",
М.:КНОРУС, 2011, в которой представлен перевод полного канона тайцзицюань. Эти материалы кардинально отличаются от доступных ранее
материалов, и различные части канона, приписываемые разным семьям, являются непротиворечивыми. В том числе представлено совершенно другое
соответствие триграмм и технических действий и чёткое соответствие технических действий направлениям. Нужно понимать, что В.В.Малявин,
являясь в момент написания этих строк профессором тайваньского университета, может иметь доступ к малодоступным материалам местных
библиотех, и в результате представляет читателю недоступную ранее по качеству подборку материала. Но возможны и другие объяснения. Так что
этот вопрос требует изучения
По утверждению Мастера многие переводы довольно неудачны. Например прижившиеся переводы понятий Ань и Люй. И
да - я не знаю, насколько велико мастерство автора в практическом тайцзицюане, но человек, способный создать
такой перевод, охватить объём всего канона и при этом вписаться в практическую специфику отдельной реальности
по имени тайцзицюань, несомненно является Мастером. Согласно опубликованному переводу канонов получаем:
Цяньлунский список, наставление шестое, комментарий, стр. 340. "Пэн, люй, цзи и ань суть триграммы Кань, Ли,
Чжэнь и Дуй ... Цай, ле, чжоу, као суть триграммы Цянь, Кунь, Гэнь, Сюнь"
Канон, приписывается Чжан Саньфэну, стр 341. "Пэн, Люй, Цзи, Ань - это триграммы Кань, Ли, Чжэнь, Дуй -
таковы Четыре Стороны. Цай, Ле, Чжоу, Као - это триграммы Цянь, Кунь, Гэнь, Сюнь - таковы Четыре Угла".
Примечательно, что в переводе А.О.Милянюка в "Малоамплитудном комплексе" в этом же, вроде бы, каноне,
представлено иное соответствие триграмм и ворот, соответствующее Прежнему Небу (см. в начале статьи)
Канон семьи Ян. 39 устная передача учителя Чжан Саньфэна, стр. 450. "... В схатке инь и Ян триграммы Кань,
Ли, Дуй, Чжэнь соответствуют Ян, захватывающему Инь, или четырём сторонам квадрата. Инь и Ян триграмм Цянь,
Кунь, Гэнь, Сюнь соответствуют Инь, собирающему Ян, или четырём углам". Здесь нет прямого подетального
указания, но соответствуют общие моменты
В канонах семей У, Чэнь, Ян и направления Чжаобао согласно разъяснения В.В.Малявина (стр.340) канон,
приписываемый Чжан Саньфэну присутствует под разными именами и приписывается различным патриархам (У Юйсяну,
Ян Лучаню, Цзян Фа)
Получаем: Пэн соответствует воде, триграмме Кань, природе жидконаполненных тел и действует вертикально вверх. Люй
(охватывание, обволакивание) действует строго горизонтально и соответствует триграмме Ли. Цзи противоположна Люй по
направлению, то есть направлена горизонтально вперёд и соответствует триграмме Гром. Ань (придавливание, подавление)
действует горизонтально и вниз, соответствует качеству Озера (Дуй). Цай по траектории сначала немного вверх, потом
устремляется вниз, соответствует Небу. Ле направленна вверх, а в заключительной фазе приобретает горизонтальную
направленность со скручиванием по спирали, соответствует триграмме Земля (Кунь). Чжоу идёт вверх и вперёд, триграмма,
как ни странно, Гора. Као идёт в симметрии с Чжоу вперёди вниз, с рассеиванием силы, триграмма Ветер (Сюнь)
Примечательно, что в недавно вышедшем труде Юй Чжицзюня "Истоки теории тайцзицюань" ИДВ РАН, 2014, переведённом Андреем Олеговичем
Милянюком, на странице 519 в описываемом там труде Вана Цзунъю сказано, что пэн, люй, цзи, ань, то они соответствуют триграммам кань, ли,
чжэнь, дуй ... цай, ле, чжоу, као соответствуют триграммам цянь, кунь, гэнь, сюнь ...". Это соответствие до того встречалось только в труде
Малявина, в других же книгах перевода Андрея Олеговича, как я показывал выше, приведено иное соответствие. Далее на странице 520 есть
разъяснение о причинах разных трактовок, говорящих о том, что задача приведения сил и триграмм в соответствие с ИЦзином противоречит
прежденебесному расположению триграмм. Такое объяснение порождает новые вопросы, но всё же это рабочая модель. В этой же книге приводится
ещё один вариант переводи имён восьми сил, в том числе пэн - вытеснение, цзи - проникающий удар, ле - рычаг ... С учётом озвученного мнения
грандов получаем, что восемь сил - это варианты вытеснения, которое получается не равнозначным с болезнью cилового упора
Примечательно, что Владимир Котляр в "Шокирующем тайцзицюане" К:София, 2007, также приводит соответствие технических действий (восьми
усилий, восьми ворот ба-мэнь) и направлений, хотя и не приводит соответствия восьми ворот и триграмм. Проще всего разместить здесь
рисунок:
... не забыть вставить диаграмму ...
Модели
|
Форма восьми усилий и пяти шагов. Идёт разработка первой модели этого понятийного горизонта
| |
--- видео не публиковалось --- |
|
Базовые движения
Базовыми движениями являются таковые для объединяющих объёмных моделей базовых наработок. Всё то же целостное движение биомеханической
структуры тела из 15 центров преобразования направления усилия, порождаемое вращением области нижнего дянь тяня в двух плоскостях определяют
три оси, а значит - и объём. Комбинирование правой и левой боковых осей от пальцев ног до пальцев рук даёт восемь круговых движений, дуги
которых составляют заключённое в классические формы движение
Однако для целей настоящего горизонта углубления на этой базе формируются ещё и базовые движения усилий, а точнее базовые формулы наполнения движений:
Отражение (Пэн) |
|
Структура тела, выстроенная для отбрасывание приходящей силы, использует костно-суставную распорку. Хочешь или нет, а дело тут в углах и с геометрии,
а также в проработанности сухожильно - связочной компоненты тела. Есть болезнь мышечного упора, когда мышечная сила ломает другую силу, а есть построение
структуры, при котором приходящая сила соскальзывает с незакостенелой динамической распорки, опирающейся в землю. Поэтому от земли сила смотрит вверх -
прямо по В.В.Малявину, даже если смотрит вниз |
|
Пропускание (Люй, охватывание) |
|
--- |
|
Нажимание (Цзи, теснение уплотнение) |
|
--- |
|
Толкание (Ань) |
|
--- |
|
Срывание (Цай) |
|
--- |
|
Раскалывание (Ле) |
|
--- |
|
Локтение (Чжоу) |
|
--- |
|
Опирание (Као) |
|
--- |
|
|
Примеры раскадровок
Раскадровки по усилиям и шагам почти нигде в переведённой литературе не встречаются. Кое что относительно фрагментарно есть в книге
Чжэнлэя. Факт остаётся фактом - приводят куски трактатов, описывают классические формы, но не дают ни формулу построения движения, ни
раскадровку по усилиям, которые составляют вроде как сущность форм, ни по шёлковой нити, которая вроде опять составляет сущность форм.
Что остаётся ? Остаётся создавать рабочие модели раскадровок самостоятельно и исследовать их адекватность
|
Начальная форма |
|
Отражение, толкание (ань) |
|
Толчение |
|
Отражение (возможно c пропускание или с нажиманием/уплотнением/теснением, или без), пропускание, шаг вперёд, раскалывание, срывание, опирание,
раскалывание, шаг вперёд, нажимание, срывание, удар вверх, встряхивание |
|
Халат |
|
Отражение, пропускание/охватывание, срывание, теснение (нажимание/уплотнение/цзи) |
|
Параллельное блокирование |
|
Срывание, отражение, толкание |
|
Хлыст |
|
|
|
|
Важное. Начало понятийного блока в проявившейся методике
Сами усилия прорабатываются и на воздухе, и на мешке, и в парной работе. Интересна здесь работа на мешке, позволяющая почувствовать опорность и встречную силу, и почувствовать работу тела
при взаимодействии. Важным является фансун и свивающий тренинг чаньсы, а также все другие базовые наработки - потому что они позволяют не зажиматься, и не переходить на использование грубой
силы под нагрузкой, пользуясь именно стилевым подходом. Но при превышении некоторого порога с этим уже очень сложно - и требуются или дополнительные методы, или существенно более глубокая
проработка
Кроме непосредственно усилий важным моментом является фацзинь. Вообще в тайцзи накопление для выброса, насколько я раньше разбирался, создается некоторой изогнутостью в суставах - они никогда
полностью не распрямляются. Есть даже такой термин - "накопление в изогнутом". Дыхание тут не при чём. И тогда возможны множественные выбросы ... суставы присогнуты, создается пружина тела, и в
нужный момент происходит уплотнение тела и выброс целостного усилия тела. Только тело и сознание, не дыхание. Ощущение от такого выброса из "накопленного в изогнутом" - не мускульный выброс -
стряхивание энергии
Но нужно очень здоровое тело, и таки прокачаная практикой структура. Вот для этого и формы с тяжёлым оружием и предметами. То есть при контакте происходит как бы расширение поля тела, а при
выбросе поле сжимается, структура уплотняется, и вторая сила через более плотную структуру бьет в землю, и получает ответную реакцию опоры в виде выброса - стряхивания на сжатие, т.е. сначала
раскрываются суставы и растягивается тело. При этом именно это внутреннее движение, изогнутость и подпружиненность остаются, а на отпускании тело сжимается и происходит выброс
Важное. Конец понятийного блока в проявившейся методике
...
Выводы
---
|
|
|