Чэнь ши Тай Цзи

Закон Восьми: лабораторные
заметки с уклоном в Чэньши
лаоцзя (деревенский стиль)

 

   

   

   

  
  Тайцзицюань  
  Объёмные модели или метод вращения дяньтяня  


Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Авторская площадка "Наши орбиты" состоит из ряда тематических подразделов, являющихся моими лабораторными дневниками, содержащими записи за разное, иногда продолжительно отличающееся, время. Эти материалы призваны рассказать о прошедшем опыте, они никого ни к чему не призывают и совершенно не обязательно могут быть применимы кем-то ещё. Это только лишь истории о прошлом

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье глобальные выводы могут быть интересны и полезны другим практикующим

Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать "перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы. Сайт этот - лабораторный дневник, отдельные статьи отражают позицию автора на время написания, они могут быть не согласованными между собой, и отличаться от моего текущего понимания. Вы используете материалы под свою ответственность

Обзор

Ключевые выводы сразу

Промежуточный результат всех базовых наработок, выход на первую формулу движения и переход от квадратного к круглому состоялся в первой объёмной модели. Вращение биомеханической структуры от центра в двух произвольно выбранных плоскостях из трёх охватывает все три оси, то есть объём. Опорность здесь обеспечивается трёхуровневой связью "область дянь-тянь" - туловище - тело в целом, которая крутится как мяч относительно центра, движение в противоположной эффекторной точке вместе с опорой на центр позволяют включать усилия и структуру всего тела. Далее во второй объёмной введены три центра, согласно ЕТАШ. А в последующей модели тенсёгрити добавлены правки рабочей модели от медиков, и проработка усилий с предметами

Объёмные модели следуют за плоскостными моделями, и послужили основой для последующих наработок, в том числе прикладных моделей, позволяя вывести на прикладное оперирование

Всё Дальше идёт размусоливание по теме

Весь раздел базовых наработок, несколько десятков пройденных и испытанных моделей, в том числе и сильно заумные были нужны для того, чтобы увидеть сильные и слабые стороны альтернатив и придти к какому то знаменателю. Это, конечно, кроме самого поиска. Если бы это время пустить на более продуктивные вещи ... но подсказать то некому было. Знаменателем стали объёмные модели, сутью которых стало то самое вращение дяньтяня, о котором говорят классики, и переход закономерный переход от квадратного к круглому. А потом и ввод трёх центров, и медицинские правки, и интеграция знаний. Понятно, что это только текущий срез, но на момент написания именно он знаменует основную часть итога поисков инженерной модели движения. Пару раз я уже радовался, что нашёл окончательную формулу движения, так что в этот раз радоваться не спешу

Дальше за базовыми формулами следуют начальные изучения прикладных горизонтов, и только потом начинается собственно тайцзицюань ... с усилиями, опорой на базовые наработки и многим другим

Модели


Тенсёгрити, или третья объёмная. Первый лу лао цзя Чэнь ши тайцзицюань. В этой модели не только присутствуют три шара, но и добавлена переосмысленная работа с усилиями из ЕТАШ, работа на мешке, и выправленные знания по биомеханике. В частности вовлекаются отдельным центром преобразования усилия передние углы подвздошных костей. Это всё ещё конструктор, который, в силу огромного количества деталей позволяет где то понимать изменения, а где то пребывать в практике и созерцать изменения, чтобы лучше осознать их    

Вторая объёмная. Первый лу лао цзя Чэнь ши тайцзицюань. Здесь уже применяется модель трёх шаров. Да, плечевой и тазовый суставные комплексы учитывались всегда, но это не полноценные центры силы и масс, как в иликцюане. Плюс есть верхний движок головы, который изучают в естественном тайцзи. Всё это понемногу собирается в единую конструкцию второй объёмной модели. И всё же эта модель тоже вызывает вопросы, которые разрешаются насколько то в тенсёгрити модели    

Первая объёмная. Первый лу лао цзя Чэнь ши тайцзицюань. Эта моя модель знаменует завершение более чем десятилетнего этапа базовых наработок и исследований, перехода с круглому, с опорой на квадратное, и выхода на использование зафиксированных "формул построения движения", а также получения опорного массива информации, отвечающей на вопросы "какие есть альтернативы" и "почему именно так"

К этому времени сделаны и классические "десять тысяч повторений" формы, и рассмотрены отдельные кирпичики. В то же время в погоне за формулой другим снадобъям уделялось маловато времени. Так что очахнуть и восполнять :)
   

Метадвижения. Немного о формуле построения движения вообще    

Метадвижения. Толчковая форма и вращение дяньтяня    

Базовые движения

Ключевое. Вращение биомеханической структуры от центра в двух произвольно выбранных плоскостях из трёх охватывает все три оси, то есть объём. Опорность здесь обеспечивается трёхуровневой связью "область дянь-тянь" - туловище - тело в целом, которая крутится как мяч относительно центра, движение в противоположной эффекторной точке вместе с опорой на центр позволяют включать усилия и структуру всего тела

Структура при этом должна быть как минимум вскрыта и хоть немного проработана по 15 биомеханическим центрам передачи усилий. Плюс ритмика - получается динамический столб. То есть обязательна опора на квадратное, биомеханическую основу, более - менее полно реализовавшихся в моделях начального объёма. Пардон за заумность, но все последующие разбиралки с техникой, усилиями и реальными перспективами без этой (или какой то другой) базы обречены на фрагментарность. Сначала формула построения движения, потом приложения и рюшечки, иначе имеем набор несвязанных техник. Больше десяти лет на вскрытие формулы, на ответы на вопрос "почему так, если есть альтернативы" - это всёж очень дофига

Примеры раскадровок

Более детально представлены в моей формуле построения движения. Два крутящих момента означают также небольшое количество объёмных колец целостного движения (их всего восемь), на которые навешиваются формы и базовая техника. В качестве примера рассмотрим фронтальный круг, определяемый горизонтальным и сагиттальным крутящими моментами. В процессе прохождения этого круга последовательно проходятся отдельные фазы ряда форм: шесть запечатано, алмазное толчение (или начало спинного опирания), малое обматывание (или конец вращения плеч или одиночного лотоса), хлыст (или запахнуть халат в конечной фазе), начало двойного подъёма стоп, журавль (или крестообразное движение рук, удар от плеча от момента выплеска, или удар в защиту сердца, основная фаза ткущей девы), начала потереть стопу или стопы - вихря), переход в конце вращения плеч, шесть запечатано перед толчком (также конец вращения плеч, конец гривы лошади, конец конного разведчика), алмазное толчение (середина или один из вариантов обратного вращения плеч, или эти же фазы кручёного шага), и опять шесть запечатано:

То есть вы делаете один круг, но его фазы используются в массе форм, без полного охвата мы насчитали 21 форму, в комбинации с другими базовыми движениями, которые по сути два возможных направления вращения от центра (тележной оси), переходящие в четыре как результат комбинаторики правого и левого (восемь на две стороны). Здесь же, кстати, я привожу дублирующие формы с совпадающими фазами, что показывает простоту базовых движений, из которых скомпонованы формы лу

Если же акцентом является сагиттальная (поперечная) проскость, в каждом из двух направлений прослеживается масса форм в отдельных фазах. Наиболее явными являются малое собирание, журавль и перекрёстное движение рук, автоматическая пушка в и лу и паочуй, конец шага к семи звёздам, удар от плеча, нижняя автоматическая пушка, начало удара в защиту сердца в варианте формы от Бориса Евгеньевича Бойко, защита рукой и удар от плеча, обратные вращения плеч, кручёный шаг. Движения ног также управляются от дянь тяня туловищем и подчиняются тому же принципу увязки суставов. Например, подъём ноги определяется небольшим движением живота вниз вперёд при опоре на относительно неподвижный плечевой пояс (соответственно спины вверх назад для вращения дяньтяня)

Важное. Начало понятийного блока в проявившейся методике

При работе с базовыми моделями в классических формах могут произвольно меняться как круглые, так и квадратные модели, как в инь исполнении "оперирующий столб" или "лесовик", так и в ян исполнении "трёх осей и начального объёма" или "1я объёмная"

Если акцент смещается на круглые формы, то прорабатывается переход к управлению через перемены в двух плоскостях шара, тело работает волноводом, но опять же как большой дяньтянь. Уводить управление в область малого дяньтяня и отрабатывать ведение от неё иногда можно. Стойка повышается, начинают более подпружиненно и эффективно работать рычаги, "водяной рукав" наполняется и натягивается моделью "растопырка", а "накопление в изогнутом" наследуется из квадратных моделей, и, вместе с фансун, позволяет накапливать для фацзинь. Это обязательное для фвцзинь условие

Здесь уже при переходе к инь форме начинает проявляться прикладное качество и скорости, вскрывается возможность построения движения от формулы, но это всё ещё цзибеньгун, преобразующий квадратное в круглое. Важно -а это может забываться - поддерживать троичность ноги, туловище и голова, руки и избежать шараханья вместо перемен в удерживаемом обьёме, и именно объёме плотности. В круглом в большей степени начинает проявляться качество "наматывания шёлковой нити". И это - ещё горизонт, направленный внутрь

Важное. Конец понятийного блока в проявившейся методике

Выводы и потолки

Большую часть времени, потраченного до сего момента на изучение тайцзицюаня, потрачено на понимание того, чем же я занимаюсь и на поиск базовой модели движения. Когда после десятка лет разных экспериментов и поисков эта модель таки отдалась, стало очевидно, что (если судить по доступным в Интернете на Ютубе видео) очень похожая техника без зауми и чётко очерченная передаётся в направлении И-ли цюань, представленного в России Александром Скалозубом. И всё же отличия есть, отличия в акцентах, отличий немало. Кстати похожие наработки показывает и "Система" Рябко и другие ...

Каждая из разработанных и проработанных моделей принадлежала к некой группе, фактически означавшей новую идею по объяснению базовых формул (или как говорят - "движка"). Хореографические, структурные, осевые, ритмические, начального объёма, цельного движения, плоскостные и, наконец, объёмные модели. Несколько десятков, собранных в немного взаимозависимых, или друг на друге выросших, групп. Долгое нащупывание, поиск, попытки и проработки. Как же это китаёзы делают ? И всегда был потолок. Когда - всё, дальше на этой идее не продвинуться. Изобретательство велосипедов процесс также увлекательный. Итогом стала вскрытая "формула объёмного движения", довольно простая по сравнению с отдельными, придуманными ранее, моделями. Но, уже нахлебавшись, я её так и обозвал "первая объёмная модель". Подразумевая, что рано или поздно вылезет вторая, третья, или что то там совсем новое

Хорошая модель - позволила много чего. Не рвать движение, переводя движение между плоскостями, охватывая весь объём за счёт комбинации работы двух плоскостей (дяньтяня) с одной стороны, и увязанной друг на друга опорно - двигательной системой со второй стороны, обеспечивать целостное усилие от стоп до кистей, мягкое и пружинистое, снаружи внутрь и изнутри наружу, соответствие многим принципам из Канона тайцзицюань. Удалось полностью вписаться в хореографию классических лу Чэньского тайцзи, на котором и проводились исследования и вскрыть метадвижения, после чего формальные комплексы стали из сложных - комбинаторикой небольшого количества простых движений ... Удалось навесить на движок прикладную комбинаторику в части сметаний, ударов руками и ногами, подружить его с формальными комплексами с оружием и наработкам с предметами, боксёрским мешком, например. Удалось начать работу по соответствию восьми силам (ба мэнь тайцзи), о чём в чэньском тайцзи говорят мало. И, самое главное - этот мой движок даёт ощущение перетекания энергии, которым можно управлять сознанием, и через это - движением ...

Казалось бы развивай дальше и горя не знай. Но. Этот движок "сработан" по мотивам тайцзи, а не получен как прямая передача. Он работает с энергетикой, но не хватает чего-то. Может вложенной практики, а может знания. Не хватает всё же опорности под нагрузкой с более мощными партнёрами, меньшей зависимости от болячек. Не обеспечиваются те самые эффекты тайцзицюань, когда ну вот совсем малой силой ... Лучшее - враг хорошего, но моя "ах какая замечательная" первая объёмная модель всё же не полностью соответствовала поставленной планке. То есть это опять - промежуточный результат

В более ранних "квадратных" моделях, напрямую основанных и развитых по большей части из передачи через Инби метода Сяована, изменения происходили как бы по осям, и именно за счёт взращенного в столбах чувства внутреннего перетекания - фронтальная ось менялась как преимущественное перетекание,и, как следствие, перенос веса преимущественно на левую или правую ногу, вверх-вниз - за счёт акцентированного преимущественного наполнения плечевго или тазового пояса, причём руки при этом могли наполняться и вверх, и вниз от плеча - в силу заложенной природой возможности диапазона движений и в соответствии с течением движения от предыдущих. Главное, чтобы наполнялось плечо, а не таз, когда происходит наполнение ног (тоже вверх или вниз) и опустошение рук. Перемена вперёд-назад как акцентированное наполнение преимущественно передней или задней части тела, обычно она больше других проявляется в форме поворотом. Плюс ритмика, которая на уровне геометрии означала отведение конечностей от тела и приближение к телу. Вот на такие внутренние ощущения натягивалась хореография классичексих форм Чжаопи. В последующем через ряд моделей это трансформировалось в объёмные модели, но опора на квадратное, и на передаваемые традиционно лу как формы запечатывания знаний, осталась

В моей первой объёмной бралась вскрытая структура тела из 15 дворцов, выставлялась в средний столб, похожий на рамку и известную стойку пластичных систем, после чего за счёт вращения области нижнего дянь тянь, в двух плоскостях, формирующих моменты силы, и опираясь на требования "правое и левое друг друга дополняют, верхнее и нижнее друг за другом следуют", "хочешь пойти налево - сначала направо, вверх - сначала вниз, вперёд - сначала назад", и сохраняя опорность и структуру как "увязывание сустава на сустав", формируется объёмное движение, передающееся в конечности. Это по сути динамический столб, при котором руки практически ничего не делают сами, движение производится телом - в режиме наработки. Одновременно тело может восприниматься как "большой дяньтянь", и тогда то же самое движение будет "более внешним". Круговые движения в двух плоскостях полностью определяют три оси, а значит объём. Применительно к телу это вылилось в восемь "объёмных кругов", полностью описывающих потенциал перемен в этой модели

Важной особенностями здесь являются - отсутствие самостоятельного движения тела, ведение энергией (ведение сознанием управляемых ощущений, а за ними и тела), накопление в изогнутом (некоторая присогнутость суставов, раскрытие и фансун, сжатие при фацзинь), работа от ног - от опоры, при упрпалении областью дяньтяня (две плоскости определяют объём). Эти формально важные соответствия переведённым текстам, в том числе полному переводу В,ВМалявиным Канона разных семей

 

 
 

общие моменты

 - текущее понимание
 - формула движения
 - требования к телу
 - вопросы инструктору
 

 - понятийные узлы
 - мои статьи по теме
 - мои видеонаработки
 - материалы мастеров
 - ссылки на источники
 
 - очередные глобальные итоги
 


 
        
   
    Нравится     

(C) Белонин С.С., 1974-2024. Дата последней модификации страницы:2024-06-12 23:51:46