Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными
соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия
лицензионного договора на использование этих
материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы
Авторская площадка "Наши орбиты" состоит из ряда тематических подразделов, являющихся моими лабораторными дневниками, содержащими записи за разное, иногда
продолжительно отличающееся, время. Эти материалы призваны рассказать о прошедшем опыте, они никого ни к чему не призывают и совершенно не обязательно могут быть применимы кем-то ещё. Это только
лишь истории о прошлом
Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины
связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье
глобальные выводы могут быть интересны и полезны
другим практикующим
Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические
аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать
"перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы. Сайт этот - лабораторный дневник, отдельные статьи отражают
позицию автора на время написания, они могут быть не согласованными между собой, и отличаться от моего текущего понимания. Вы используете материалы под свою ответственность
Заблуждение. тайцзицюань - энергетическое искусство и в нём не надо развивать тело
Комментарий. Энергия в теле движется как в сложном сосуде по определёным путям, и развивать этот сосуд необходимо, иначе энергия двигаться не сможет. Только вместо развития
мышц на физическом плане необходимо вникать в строение тела, и заниматься не только мышцами, но также и связками, сухожилиями, суставами, кровью, внутренними органами и
железами, костями и так далее. Энергия не собирается, не хранится и не движется в неразвитом сосуде, и для самого начального понимания тайцзицюань уже необходимо влезать в
детальнейший объём связанных с практиками понятий даосизма, добиваясь от тела специфических качеств, например проходимости и незажатости. Причём недостаточная интенсивность
практик тут же позволит миру социальному свести достигнутое на нет. Обойти тело стороной, развивая гипотетическую "энергию", НЕ ПОЛУЧИТСЯ. И этот путь длиною в жизнь не факт
что нужен ищущему
В условиях современной доступности, когда вас не выхаживают достигшие мастера, состоящие с вами в родстве, можно составить наиболее траекторию вероятного движения вглубь,
Для большинства всё начинается с физического, подавляюще физического, которое по мере развития может трансформироваться в некоторые ощущения, которые потом назовутся
"энергетическими". Или не трансформироваться. Так что проще принять понятие, что физическое построение является наиболее грубой энергией, и идти от этого, чем витать в облаках.
Но это не всегда правда, бывает всё начинается иначе, но не с тайцзицюань ...
Заблуждение. Нужно выполнять расслабленные медленные плавные движения и через некоторое время будешь всех "месить"
Комментарий. Особенно это заблуждение характерно для молодёжи. Про "месилово" лучше просто забыть, ибо для прикладных целей существуют прикладные системы, такие, как
рукопашный бой или армейская система БАРС, и заместить их в большинстве случаев практически невозможно. Как показано было в статье о корнях распространения тайцзицюань,
прикладной аспект система в доступном среднестатистическом ищущему виде не обеспечивает. Да, она развивает определённые навыки движения, но прикладное качество дают именно
прикладные системы. Поэтому стоит тысячу раз задуматься, зачем ищущему занятия тайцзицюань
Заблуждение. Есть тайные энергетические техники, которые нужно знать, и которые может дать Учитель
Комментарий. Понятие энергия вообще становится затасканным, вместе с тем демонстраций использование энергии для физического манипулирования внешним миром, тем более в
прикладных моментах, как то не наблюдается. Максимум у мастеров наблюдается использование этой самой энергии для усиления и управления своим телом, которое уже что то делает
в мире, но и в этом случае понятие энергия есть навык управления определёнными ощущениями с развитой обратной связью. То есть можно согласиться с Котляром, писавшим "Какая
энергия ? Её не существует ..."
Что касается тайных техник. Для кого то акупунктура тайная техника, для кого-то - чётко описанная методика, связанная со всем культурным потоком тысячами нитей. Есть пахота,
которая даёт крупицы за десятилетия, и эти крупицы ещё нужно суметь удержать. Это как в любом деле - профессиональный водитель набирает персональный опыт, который и является
его багажом, а новичку всё в новинку. Наставник может поделиться опытом, не не всякий опыт будет полезен конкретному новичку, а может и навредить. В наше время доступна такая
прорва информации, которая и не снилась прежним поколениям, осталось только заплатить цену временем и усилиями. Что, не хочется ? Проще грешить на учителей, которые жадные и не
делятся "тайными" знаниями
Откуда специалист знает, что из его - такого естественного - опыта определяется как "тайное" для далёкого ему человека, и, тем более, откуда он знает, как оптимально
преподать какие то нюансы так, чтобы они помогли, а не навредили этому конкретному далёкому от специалиста человеку, приносящему, например, деньги за типовые занятия ? И зачем
оно специалисту ? Какие тайные техники преподают десантуре ? Да по армейски ТИПОВЫЕ, и увеличение боеспособности при этом достигается безо всяких тайных техник
Заблуждение. Ни о каких скоростях и силовой тренировке речи не идёт
Комментарий. Ага. Упомянаемые в каноне форм Чэнь металлические палки и
многокилограммовые алебарды, демонстрируемые Ма Хуном (грандмастером Синь цзя тайцзицюань - направления Чэнь
Факе и Чжаокуя) каменные ступы, а также доступные материалы по упражнениям с каменными шарами и тяжёлыми
пятиметровыми деревянными шестами семьи Чэнь, да и столбовая практика в низких позициях за силовую тренировку
не считаются, канешна. Другой вопрос, что проработка усилий с предметами идёт более тонкая - на выстраивание
формы для передачи усилий. Гунфу и в Африке гунфу - этот термин означает результат от тяжёлой и долгой пахоты
Не стоит себя обманывать - искусство под названием Великий Предел называется не просто так, и стоит посмотреть, что это значит в контексте даосской космогонии. Великий предел
содержит в себе всё - сильное и слабое, большое и малое, медленное и быстрое, умное и глупое и так далее. В погоне за экзотикой упускаются очевидные вещи, например утончённое и
эффективное использование физической силы ли, а также навык манипулирования ощущениями с развитой обратной связью, называемые усилиями и энергетикой. Ну, насколько "утончённо"
возможно на костылях неполной передачи. Вот и получается, что не так далеко оно всё укатилось и от рукопашного боя, и от других подобных систем, инструктора которых зачастую
более честны со своими последователями
Что касается скорости - истина как всегда за словами. Но грандмастер Чэнь Сяован, как и другие достигшие, вторят друг другу - прорабатывать должно и медленно и быстро.
Сначала медленно, потом быстро, и потом снова медленно - сказано у классика. Внутренний стиль подразумевает разработанную внутреннюю методику, которую практически невозможно
скопировать, только смотря на внешнюю манеру, даже если речь идёт о таолу стиля, выполняемых мастером. И такая внутренняя манера без полной передачи может выливаться в
десятилетия медленных движений, просто потому, что понимания - что и зачем делается - у ищущего просто нет. Вот тогда всю жизнь ищущий не выходит за границы медленных движений,
на которые он обречён. В ситуации, когда передача довольно полная, всё выглядит иначе - и сроки, и вид тренинга. Примером тому является И-Ли цюань и носитель традиции -
Александр Скалозуб, судя по доступным автору материалам
Кстати, в рассказе об обучении клана Чэнь системе тайцзицюань странствующим даосом говорится, что изначально
Чэни практиковали жёсткий внешний стиль, называемый Взрывной (или Пушечный) кулак, основывающийся на
Шаолиньской традиции. После добавления даосских методик сформировалось два комплекса, с превалированием жёсткого
в одном и мягкого в другом, и в таком виде до нас дошли классические таолу пустой руки основных разновидностей
Чэньского Тай Цзи - Лао Цзя (старый стиль, представлен формами Чжаопи, известными также как деревенские формы,
современными грандмастерами которого являются Чэнь Сяован, Чэнь Чжэнлэй, Ван Сиань и Чжу Тяньцай), Синь Цзя
(новый стиль, созданный Чэнем Факе и пронесённый его сыном Чэнь Чжаокуем, известен также как Пекинская ветвь,
современными грандмастерами которой являются Чэнь Юй и Чэнь Сяован) и Сяо Цзя (малый стиль, внутренняя система,
практикуемая частью представителей семьи Чэнь)
Споры вокруг "первородства" стилей и мастеров не утихают, и в настоящем обзоре приведён наиболее
распространённый вариант. Одним из альтернативных вариантов является продвигаемый учеником Чэнь Чжаокуя Ма Хуном
вариант о первородстве Пекинской ветви и вторичности деревенской. В то же время автору попадалось высказывание,
что раньше тайцзицюань именовался "мягким кулаком", и насколько это соотносится с определением внутренней семьи,
а насколько является именем собственным, сказать будет трудно, но вывод здесь в другом - легенды Китая цветисты,
но что это дает нам ?
Заблуждение. Мастер знает и научит, нужно вверить себя ему и почитать во всём
Комментарий. Только если вам не хватает чуждой экзотики. Любое явление развивается не в вакууме, но в определённом культурном пространстве,
и масса близких и родных аспектов противоречит чуждой идее почитания мастера. тайцзицюань является частью даосского потока, являющегося в свою очередь частью ведовского
потока различных культур (языцев), и в этом качестве должна рассматриваться как комплексное и многодетальное РЕМЕСЛО, обучение которому возможно и тиражируемо, и которое имеет
ценность для услиления каких то аспектов вашей жизни, и должно быть безжалостно отброшено, если вместо усиления вас и ваших понятий оно требует отдавате ему силы, время и
внимание
Соответственно роль и место преподавателя подразумевают уважение к специалисту, владеющему таким многогранным умением, с одной стороны, и утилитарную оценку получаемого от
такого специалиста знания и практических навыков. То есть вы учитесь одному из ведовских ремёсел, и не более того, но и не менее. На взгляд автора на таком пути никакого
почитания и моления на специалиста невозможно - передача или должна делаться по братски между своими, или же нужно признать, что имеет место попытка заработать на учениках
деньги, внимание, эмоции и т.п., и такая попытка обычно не несёт возможности передачи. Хотя в современных условиях случается, что специалист встраивается в коммерческую
структуру, и занимается передачей, а "сдаивание" является уделом социальных организаторов. Сложный этот вопрос решаться должен с позиций житейского опыта ищущего ...
Заблуждение. Важно, очень важно, обалденно важно максимально хорошо делать то, о чём говорит наставник/инструктор
Комментарий. Об этом моменте нужно сказать особо. Важно понимать, что занимаетесь вы для себя. Важно понимать, что у каждого своё тело,
именно такое, какое оно есть. Обычно это тело донельзя загажено социальной жизнью. Это значит диапазон движений в силу отсутствия адекватной нагрузки и задач сильно меньше
долступного естесвенно, тонус и качество тканей достаточно низок, малое количество движения - не 12 часов в сутки в лесу или на коне с детства вкупе с не самыми натуральными
продуктами и водой, а также с не нужными вашему Духу заботами и неестественными хлопотами в сдаивающей вас среде социума - паразита ... Всё это влечёт низкое качество
сознания и тела, и методики вроде тайцзицюань призваны в первую очередь помочь вам хотя бы частично вспомнить себя, что естественно и приятно для вас в теле, сознании,
алгоритмах мышления и чцувствования, а что ощущается чуждым и навязано социальными стереотипами
Это, так сказать, вводные. На этом фоне важно понимать, что приведение тела в более естественное состояние - это долгий процесс, в результате которого происходят изменения в
вашей биохимии и сознании, изменения в сторону уменьшения порабощающего эффекта социума. Поэтому выполнять какие то требования наставника, не учитывающего разницу в вашем
состоянии, может быть настолько неудобно, что борьба с этими неудобствами сведёт на нет все другие аспекты вашей практики. Вопрос наличия у наставника навыков оптимайзинга под
конкретного занимающегося важен. А процесс перемен долгий, и задача наставника - предоставить вам качественную методику практик, и качественную многодетальную теорию для
подключения в работу вашего сознания
Кроме того, важна понятность и простота пояснений, и соотнесённость их с доступной обучаемому полной целостной теорией. Поэтому слушать любого наставника нужно, включая
критичность и помня, что учитель у вас один - это Жизнь. Все остальные могут быть попутчиками, наставниками в каких то областях, причем со своим потолком понимания, не
обязательно большем вашего даже при отдаче таким наставником нескольких десятков лет практике преподаваемой теме, хотя обычно чем больше вы вкладываете, тем больше понимаете.
В то же время изучение тайцзицюань является непростым и многодетальным занятием, при котором и тело и сознание приучаются работать в нетипичных для социального человека
режимах, и процесс этот не может быть только удобным и комфортным, это долгая, многодетальная ив чём то насильственная перестройка занимающегося под задачи охвата новых понятий
и навыков
Если из всего вышесказанного у вас сложилось впечатление, что наставник вам должен, и вы покупаете обучение высотам, платя деньги, то знайте - это заблуждение. Если вам
говорят, что вы что то должны, чтобы вас обучали, знайте - это также заблуждение. Есть лишь один конструктивынй вариант - когда и ученик и преподаватель близки друг другу
по понятиям в голове, разделяют общую культуру и взгляды на основное позволяют им усиливать друг друга. Все ваши деньги - это лишь возможность поиска, раз вы занимаетесь -
вы ищите. Все попытки изменить вас со стороны преподавателя - сигнал о ложности преподавателя, ибо человека изменить нельзя, и попытки вредны. Именно потому, что разделяющих
общие взгляды мало, возникли сожалеющие стоны о Небесных наставниках и Небесных учителях, и высказывания типа "учителей дофига, а настоящих учеников мало". На самом деле
принцип совместимости универсален, и "своих" учат не из за денег, а потому, что они, "свои", самим фактом своего существования и деятельности усиливают ваш поток мира
То есть что ? Оценивать преподавание наставника - не человека, но его действия, влияющие на вашу жизнь - нужно всегда. И нужно помнить ведовскую формулу - что ругаешь, то и
теряешь, и не спешить ругать. Ценность и адекватность специалиста, проводящего обучение, может быть оценена с позиций того, становится ли вам лучше жить, возрастают ли ваши
практические навыки и понимание в удобном для вас и вашего наставника режиме. Если говорить о сроках, то вначале можно отмерить полгода на изучение хореографии и знакомство
с базовой теорией, а дальше всё индивидуально. Автору представляется, что сроки оценок перемен после изучения хореографии должны колебаться в пределах трёхмесячных циклов и
годовых циклов вашей активной ежедневной практики как минимум в пределах получаса
Понятие совместимости обучающего и обучаемого очень важно, потому что именно оно позволяет задействовать невербальные каналы передачи информации и приблизиться к той самой
передаче "от сердца к сердцу". Здесь важно разделение обоими культурного потока, уровень достижения наставника и нацеленность на передачу качественных знаний и навыков, а не на
сдаивание денег, или же на попытку продолжить изучение за счёт учеников, что встречается, когда наставник, не достигнув ничего стоящего, берётся преподавать, подсматривая у
своих учеников. Зрелище это поистине печальное. Впрочем когда - то один идущий, у которого было немало учеников, сказал автору - учитель учится за счёт учеников. Я не согласен
с такой постановкой до сих пор, но пусть каждый идёт своей дорогой и найдёт то, что он ищет
май-ноябрь 2010 года, (С) Белонин Сергей Станиславович
|