Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными
соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия
лицензионного договора на использование этих
материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы
Авторская площадка "Наши орбиты" состоит из ряда тематических подразделов, являющихся моими лабораторными дневниками, содержащими записи за разное, иногда
продолжительно отличающееся, время. Эти материалы призваны рассказать о прошедшем опыте, они никого ни к чему не призывают и совершенно не обязательно могут быть применимы кем-то ещё. Это только
лишь истории о прошлом
Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины
связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье
глобальные выводы могут быть интересны и полезны
другим практикующим
Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические
аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать
"перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы. Сайт этот - лабораторный дневник, отдельные статьи отражают
позицию автора на время написания, они могут быть не согласованными между собой, и отличаться от моего текущего понимания. Вы используете материалы под свою ответственность
Факт существовования в различных потоках спорта и прикладных дисциплин заданных последовательностей движений, называемой формами, тао, лу, таолу, ката и т.п., разделяеся
и тайцзицюань семьи Чэнь. Во всех трёх наиболее известных направлениях Чэнь ши присутствует два основных комплекса, в одном из которых (и лу) акцентированна мягкость и
движение, а во втором (эр лу) - жёсткость и выплеск. В настоящем обзоре речь пойдёт именно о таолу, и именно с позиции человека, не получившего внутреннюю передачу от
истинного носителя традиции. Таковых не получивших передачу огромное большинство, даже если они посещали семинары признанных мастеров, и даже если они у этих признанных
мастеров какое то время учились лично
Из доступной публично теории Тай Цзи и подтверждаемой другими направлениями так называемых "боевых" искусств известно, что таолу, известные также как формы, ката, дорожки
и т.д. являются специально подобранными последовательностями движений, в которых сконцентрирован какой либо смысловой аспект данного стиля или школы. Лу могут отрабатывать
одно качество или несколько, быть вспомогательными или нести в себе полную эссенцию стиля, что отражается на их длительности, сложности и информационном наполнении. Два лу
Чэнь ши тайцзицюань, как заявляется, несут в себе полную эссенцию стиля. В частности Чэнь Факэ (если не ошибаюсь) приписывается выражение о том, что формы несут в себе
всю суть тайцзицюань, и потому большую часть практикования нужно заниматься формами
Родовые записи и свидетельства очевидцев, да и самих мастеров, говорят о почитании последователями этого принципа. В частности о Чене Факэ известно, что он до глубокой
старости повторял формы по двадцать раз в день, сохряняя наследие предков. А в книге Чень Чжэнлэя "тайцзицюань семьи Чэнь с приспособлениями и без них", первый том которой
был переведён на русский язык, говорится, что Чжэнлэй выполнял формы по тридцать раз в день. Автору попадалась информация, что классически на выполнение одной формы уходит
от 9 до 13 минут, хотя первый лу лао цзя можно сделать и за пять, и даже за три (в случае пребывания в выстроенном потока практик) минуты, но правильнее - из опыта - говорить
о семи минутах. Даже для этой величины тридцать повторов займут три с половиной часа, а ведь первый лу - это далеко не весь объём практик
При этом, как автор отмечал в своих более ранних статьях, полной формализованной модели движения в доступном виде НЕТ. Вместо этого доступны лу, работа над которыми в течении
лет и десятилетий, совместно со всем объёмом других практик стиля, призвана приблизить практикующего к сути стиля. То есть для передачи знаний выбран ВНЕЛОГИЧЕСКИЙ путь. Такой
вариант передачи знаний в отдельных областях известен в частности как передача "через эгрэгор", однако это очень затратная по времени и усилиям методика, подразумевающая
также доверие к обучающему и зависимость от обучающего. На Руси есть поговорка "если не доходит через голову, может дойдёт через задницу", то есть усиленным трудом, потом и
не всегда понятной пахотой. Такая методика работает, но каков её КДП и сколько же сил и времени при этом отнимается у живущего, и так изнасилованного современными социальными
построениями. О мастерах в тайцзицюань - русичах - достигших высот именно с позиций чистоты этого стиля как то не слышно
Однако явление по имени тайцзицюань есть, и силы на него убивают многие живущие, зачастую обманывающие себя насчёт своих реальных перспектив и возможностей. Вот это, как
говорится абыдна, панимаеш ... Конечно изучение и практика лу, совмещаемая с изучением классической теории, может привести ккаким либо результатам. Но к быстрому
прогнозируемому прогрессу и тиражируемому выходу на уровень мастера такая методика НЕ ПРИВОДИТ, отжирая силы и время живущего. Тем более, что даже внутри клана Чэней содержание
классических таолу менялось неоднократно, хотя и не существенно, за последние пару десятков лет. Тем более, что различные мастера и грандмастера делают таолу несколько по -
разному
Вслед за Чжоу Цзунхуа, преподающему тайцзицюань в штатах и написавшему детальную книгу, в которой рассматривается теория и практика основных стилей тайцзицюань, автор
повторяет - формальные последовательности важны именно в неизменном виде, а не в виде вариаций и домыслов вашего инструктора, учителя или носителя методики, ибо именно в
неизменном виде таолу обеспечивают хотя бы видимость (смотри ремарку о изменениях в формах выше) преемственности знаний. Не раз говорилось - человек меняется, и если логический
аппарат в прежнее время и в определёных культурах играл менее важную роль, то сейчас можно сказать, что именно отсутствие законченной логической модели не позволяет ищущим
выверить адекватность доступных публично таолу, и их пригодность как носителей полной сути стиля. Получается что ? Клановые знания из клана особо и не выходят, но большая
"морковка перед ослом" приносит денежные средства и клану Чень, и тем, кто эксплуатирует эту тему в коммерческих целях без каких либо серьёзных знаний и умений
Что же остаётся на долю тех, кто не имеет передачи традиции ? Впрочем передача вещь спорная в плане ценности и полезности, если конечно жизнь ищущего не на столько
бессмысленна, что её не жалко гробить на неизвестно что, несомое представителями другой культуры. Остаётся анализ и возможности собрать мозаику из кубиков доступной в настоящее
время информации. Известно, что Чэнь ши тайцзицюань основана на знаниях даосизма ? Что же, в настоящее время существует немало материалов по даосизму. Известно, что
биомеханика обязательно должна присутствовать в модели, составляя немалую часть ? Что же, материалов по биомеханике в настоящее время существует немало и они более естественны
для восприятия нашего культурного потока. Известно, что понятие "энергетика" играет немалую роль в этом искусстве ? Методики подготовки сенсов доступны, и если двигать
предметы волей вы не факт что будете, то, при наличии таки предрасположенности, вы сможете почувствовать то, что для других является просто словами, и получить какой то минимум
возможностей (а также и проблем), связаных с этим понятием. И это далеко не полный перечень доступных аспектов
В таком контексте таолу является некой точкой сверки вашего понимания, так же как и доступная классическая литература. Если вы расчитываете на большее, стоит помнить, что
Тай Цзи объёмно, и, в соответствии с одним из проявлений закона Трёх - об Ищущем, Искании и Иксомом, так качественно описанном в "Калагии", ищущий и его взгляды и оценки
меняются на пути Искания Искомого. Если без зауми - стоит вспомнить Козьму Пруткова. Люби ближнего своего, но не давайся ему в обман. То есть не спешите верить, что знания и
методики клановой системы знаний были полностью отданы миру. С другой стороны не спешите впадать в отчаяние и тоску, даже если вы посвятили этой теме какое то время, свято
веря в доступность и оптимайзинг под вашу жизнь этой конкретно взятой полной методики. Этого НЕТ, но есть многое другое, и объём доступных публично знаний Чень ши Тай Цзи
цюань приносит свои кусочки в общую мозаику с гораздо большими горизонтами и перспективами
Мнение автора таково - вытащив клановое искусство тайцзицюань на публику, его обрекли на прояснение до состояния кристальной прозрачности, хотя и не во всём объёме, но
в том, что открыто и показано публично. И рано или поздно силами многих ищущих, обративших на него взгляд, это искусство будет формализовано и сведено до публично доступной
методики, пусть и многодетальной, но объясняющей ВСЕ ключевые аспекты до состояния полного охвата темы, а также являющей методы достижения и контроля всех этих аспектов. Жаль,
что силы будут отвлекаться на вскрытие тем, которые и так уже проработаны и наверняка формализованы в недрах клана Чень, но этот факт не мешает конечному результату
И, если говорить о таолу, то, во-первых, они сыграют ключевую роль, являясь "дверью" в эгрегорное хранилище знаний, и, во-вторых, Чени, похоже, осознали, что "джинн выпущен из
бутылки". Об этом говорят перемены в формах, а также тенденция выдвинуть на передний публичный план Пекинскую ветку (синь цзя, хотя источники, отличные от клана Чэней, называют
именно это ветку старым стилем - лао цзя). Своё знакомство с тайцзицюань Чэнь ши автор начинал с книги Гу Люсиня, переведённой Маем Богачихиным, и описывающей именно лу
Пекинской ветви. На изучение формы по книге тогда у автора ушёл год, и вернее здесь говорить только об изучении хореографии с сомнительным качеством на голом энтузиазме. Это
сейчас понятно, что начинать нужно с деревенской формы, более структурированной и более явно содержащей хотя бы часть базовых принципов, хотя в исполнении грандмастера Чень
Сяована и деревенская форма зачастую смазывается и приобретает "бесформенность", тогда как формы Ченя Факэ на малоискушёный взгляд автора изначально существенно более
"бесформенна" и существенно сложнее для понимания без поддержки носителя традиции
Время, как всегда, покажет что из этого выйдет, и будет ли сохранено и преумножено искусство целостного движения в варианте семьи Чэнь, или же оно сойдёт на нет. На взгляд
автора человечество не стоит на месте, и если типичная институтская программа раньше была уделом единиц на земле, то сейчас это обыденность. Так почему то же самое не может
произойти в сфере Тай Цзи и в Чень ши тайцзицюань ?
март 2010 - январь 2011 года, (С) Белонин Сергей Станиславович
|