Чэнь ши Тай Цзи

Закон Восьми: лабораторные
заметки с уклоном в Чэньши
лаоцзя (деревенский стиль)

 

   

   

   

  
  Тайцзицюань  
  Связь моделей тела и моделей движения в тайцзицюань  


Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Авторская площадка "Наши орбиты" состоит из ряда тематических подразделов, являющихся моими лабораторными дневниками, содержащими записи за разное, иногда продолжительно отличающееся, время. Эти материалы призваны рассказать о прошедшем опыте, они никого ни к чему не призывают и совершенно не обязательно могут быть применимы кем-то ещё. Это только лишь истории о прошлом

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье глобальные выводы могут быть интересны и полезны другим практикующим

Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать "перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы. Сайт этот - лабораторный дневник, отдельные статьи отражают позицию автора на время написания, они могут быть не согласованными между собой, и отличаться от моего текущего понимания. Вы используете материалы под свою ответственность

За время взаимодействия с явлением тайцзицюань автор столкнулся с несколькими различными подходами к сути тайцзицюань, высказывавшимися как именитыми носителями традиции, так и обычными практикующими. В силу того, что полной детелизированной методики тайцзицюань в свободном доступе нет, равно как и в силу большого количества любителей делать на теме тайцзицюань деньги, не давая взамен законченной методики и понимания, можно говорить о том, что веры мастерам, как и примастившимся к теме быть не может. Даже если вам искренне пытаются что то передать, существуют домыслы, предпочтения и "потолок" специалиста - инструктора, которые могут быть неоптимальным для вас, как изучающего. Место веры занимает чёткое детальное понимание, и именно даосизм, частью которого можно считать тайцзицюань, показывает - как логические и разумные аспекты, смешиваясь с чувственным пониманием, рождают комплексный механизм восприятия мира, далёкий как от голого сверхрационализма, так и от фанатичной веры

Статья призвана обсудить различные подходы к построению движения в тайцзицюань, а также увязку этих подходов с моделями, объясняющими строение "внешнего" тела, соотносящегося на уровне физики с биомеханической структурой опорно двигательного аппарата человека. В основании каждого варианта понимания тайзцицюань лежит та или иная модель движения, в той или иной мере осознанная носителями понимания. Зачастую уровень осознания довольно низок, что выливается, например в бездумное повторение традиционных форм в течении десятилетий. В отдельных случаях осознание гораздо детальнее, и оно может охватывать моделирование биомеханической и энергетической структуры тела человека, или же какую либо "суперидею", на основании которой выстраивается всё движение в формах, а иногда и за пределами формализованных последовательностей движения

Однако, как я уже говорил, законченной детальной методики в настоящее время в публичном виде нет. Как читал в каком то из источников автор, очень многие занимающиеся публиковали свои взгляды на тайцзицюань, и такие взгляды на один и от же аспект могли отличаться вплоть до противоположности. В результате сейчас имеется бардак, по крайней мере детальной законченной модели, методики достижения и теории с рассмотрением различных альтернатив и ответов на вопросы "почему именно так" нет в публичном доступе. Попытки спрятаться за обвинениями в европейском желании получить всё и сразу там, где это невозможно, не выдерживают критики. Ярлык европейца лепить русичу не стоит - это разные культуры. Но даже с европейской точки зрения совершенно дружественная тайцзицюань дисциплина - традиционная китайская медицина - преподаётся совершеннов духе пресловутого европейского менталитета. Значит что - те, кто не отвечает на прямо поставленный вопрос либо являются хреновыми учителями, не имеющими проработанной методической и методологической базы, либо банальные манипуляторы, поддерживающие состояние "полутайны" для получения каких либо профитов. Какого чёрта ? Преподают же внутренний стиль И Ли цюань во вполне европейской манере. Значит что ? Значит - возможно, и вопрос стоит тольков проработке и публикации законченной методики

Очень коротко говоря - моделирование есть черта современного человека, когда для понимания необходима модель, комфортным образом объясняющая суть и детали явления, отвечая на вопросы что? почему именно так? какие есть альтернативы? Попытки передачи материала по "формуле делай как я" настолько же однобоки и неприемлемы думающим представителем современной культуры, как и другая грань - пустое теоретезирование без практики, приводящее к потере интереса и отсутствию результата

Очень коротко говоря - осевые модели и основанные на них соотносятся с троичностью тела и осознанием девяти дворцов, детализация пока не приводится намеренно, плоскостные подели могут опираться на физиологические аспекты и ощущения, хореографические и отдельные вспомогательные модели имеют внешние опоры на эталон движения и инерционное "болтание конечностями" в воздухе. Но все они являются частью одного и того же объёма, и несут в себе знание каких то граней. Ещё одним ключевым аспектом для понимания направлений, в которых идёт поиск различными практикующими того самого секрета - общей формулы построения движения, являются вытекающая из моделей тела и увязанная на центрированность принципиальные возможности и границы перекручиваний, скручиваний и сворачиваний. Обо всём этом и планируется говорить в статье

Наиболее простым и часто всречавшимся является подход, названный мной "хореографическим", когда изучающему предлагается выучить формалные последовательности движений и практиковать их до одури, добиваясь плавности, текучести и незажатости движения. Вот самые упорные и практикуют десятилетиями, ничего кроме некоторого повышения тонуса и качества ощущения жизни не добиваясь. "Учителя" поддерживают идею о том, что "ну вот вы же сами чувствуете, что вы что то получли", и собирают очередной урожай денежных подношений. Что же - и обучаемые, и обучающие имеют право жить так, и действительно одни дают, а другие получают "что то", чего им вполне достаточно. Такой подход наиболее характерен для упрощённого Ян ши тайцзицюань, прочно прописавшегося в фитнес центрах. В Китае вон вообще упрощённый тайцзицюань входит в школьную программу, прививая навык борьбы с гиподинамией комфортным движением с детсва. Но каков КПД таких занятий ? Наверное он невысок, но он находит своих потребителей

Если говорить о Чэнь ши, то фазу изучения хореографии формальных последовательностей рано или поздно также проходят все, однако в силу большей сложности здесь уже естетсвенно привлекаются различные объяснения, помогающие понять гораздо более сложные формы


- построение от внешнего кокона
- построение от дянь тяня
- построение от прикладных аспектов
- построение современного оздоровительного варианта
- о сворачивании и разворачивании, скручивании и
   раскручивании, поворачивании и разворачивании
- о перекручивании как варианте выхода на спиральность
   (скручивание сухожильного комплекса)

не завершено


 



(С) Белонин Сергей Станиславович


 
        
   
    Нравится     

(C) Белонин С.С., 1974-2024. Дата последней модификации страницы:2019-12-04 00:43:28