Чэнь ши Тай Цзи

Закон Восьми: лабораторные
заметки с уклоном в Чэньши
лаоцзя (деревенский стиль)

 

   

   

   

  
  Тайцзицюань  
  О внутренних энергиях и подходах  


Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Авторская площадка "Наши орбиты" состоит из ряда тематических подразделов, являющихся моими лабораторными дневниками, содержащими записи за разное, иногда продолжительно отличающееся, время. Эти материалы призваны рассказать о прошедшем опыте, они никого ни к чему не призывают и совершенно не обязательно могут быть применимы кем-то ещё. Это только лишь истории о прошлом

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье глобальные выводы могут быть интересны и полезны другим практикующим

Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать "перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы. Сайт этот - лабораторный дневник, отдельные статьи отражают позицию автора на время написания, они могут быть не согласованными между собой, и отличаться от моего текущего понимания. Вы используете материалы под свою ответственность


Общий обзор энергий

Здесь не получится и не планировалось только про тайцзицюань. Энергия - термин заезженый, но по мне нужный. В статье попробую охватить различные понятийные блоки, которые про "энергию", исходя из того, что тайцзицюань - один их инструментов, помогающих в нашей жизни. Инструмент, с которым приходится разбираться, исследовать, подстраивать и подстраиваться ... в том числе и с горизонта понятий об энергии. Начну с Аюрведической классификации. Классификаций миров, в которых живет человек, и качеств энергий много. Индийская традиция говорит о семи основных (и массе дополнительных) чакрах, семи энергиях и мирах. Китайская традиция говорит о трех драгоценностях, трёх качествах энергии и трёх основных центрах. Добавляя к этому двенадцать парных сухожильно мышечных и внутренних каналов, соотнесённых с распределёнными по закону УСин пустыми и полными органами, а также восемь чудесных меридианов, и методы большой и малой орбит вращения энергии

Использующая теорию чакр в практической медицинской деятельности Московская гирудологическая школа говорит о зеркальном отражении трёх верхних и трёх нижних нейроэндоркинных центров, включающих понятия резонатора и центра управления (падмы) чакры наряду с нервными сплетениями и железами внутренней секреции, сводя этим семь центров к трём укрупнённым. Это позволяет проводить параллели и строить рабочие и исследовательские модели более обоснованно, рассматривая тему энергетики с разных сторон и горизонтов. В том числе для использования в тайцзицюань как - через несколько горизонтов обобщений - части жизни

Ведический (индийский) вариант говорит о чакрах физического, эфирного и астрального тел, которые можно условно соотнести с нижним дяньтянем китайской модели. Также это грудной центр - чакра - высшего астрала (любви), соотносимый самостоятельно или с прилегающими центрами со вторым, грудным, дяньтянем, и чакры казуального, ментального и буддхического миров, соотносимые с верхним дяньтянем. Примерительно к каналам индийская традиция говорит о 32 тысячах каналов - надей, по которым движется разная по качествам универсальная энергия Прана. Из которой состоит всё. Здесь обьяснима параллель с китайским термином универсальной энергии ци в китайской модели, и западным понятием об универсальной энергии, из которой также состоит всё, и которая может иметь разные качества частоты, интенсивности, тепла, тинктуры и иные ведомые и неведомые

Такую классификацию можно было бы признать теоретизированием, если бы она не находила согласия в медицинских практиках Аюрведы, классической китайской медицины и даже в направлении классической медицины - гирудологии в лице одной из старейших и уважаемых школ проф. В.А.Савинова, а также у практикующих разных направлений. Ещё более безыскусным является выделение тазового суставного комплекса, грудного суставного комплекса и головы, которые непосредственно участвуют в движении и являются укрупнёнными узлами биомеханической структуры тела. Согласно преподаваемой в своё время [в конце 90х] в клубе Инби теории "руки связаны с грудью, ноги связаны с животом, живот, грудь и голова увязаны вертикально". И это была системная теория - не тольно, и "и для" тайцзицюань. Согласно закону "что вверху, то и внизу" такая классификация обязана иметь отражение на физическом горизонте, хотя бы в части чакр нижних миров. И эти энергетические отражения должны быть измеримы и применимы в обычной жизни. Также нужно отметить, переходя к китайской классификации, что если с верхним дяньтянем, как центром сознания, соотнесённым с эннргией шэнь, разночтений не возникает, то с нижним и средним дяньтянем есть разночтения, разные источники относят к нижнему дяньтяню энергии цзин или ци, а к среднему - наоборот ци или цзин. Это порождает ветвление вероятностей и разные рабочие модели, обьясняющие эти разночтения

Как отражаются на физическом плане энергии семи миров и семи чакр, и как это соотносится с китайской моделью трёх драгоценностей, трёх энергетических центров и преобразований одних энергий в другие ? Здесь и далее - не более чем срез рабочих моделей на некоторую точку времени, не претендующих на истину

Физический горизонт имеет несколько понятий энергии и энергетической проницаемости. На клеточном уровне это клеточные электростанции, преобразующие АТФ в энергию в присутствии кислорода эффективным способом, а при недостатке - неэффективным методом ферментации с выделением побочных веществ (молочной кислоты). Также это запас прочности физических подсистем организма, в т.ч. ОДА, запаса гомеостаза ... Ода, кстати, более детально описывается т.н. тенсёгрити моделью рычагов и растяжек, используемой остеопатами и расписаной в книге Павла Кавалерова, посвящённой практике столбового настаивания. Это интересный и методически очень полезный материал, вышедший "совсем только что", но практиковали же всё время и до выхода этой книги. Отдельные методы китайского дыхательного нэйгун, а также западные методики, направлены по механизму устройства именно на насыщение тканей кислородом, создания условий для очищения клеточного пространства, используя банальный закон Бора [по материаоал И.Дубининой]. Ещё одним видом энергии является непосредственно энергия движения, известная в физике как кинетическая. Будучи генерируемой всеми частями тела в унисон, она становится довольно мощной, и выводит нас на гидродинамический акцент, отражающий горизонт эфирного тела

Следующий горизонт эфирный. Соотнесён с телом в целом, как жидкостной средой (термин гидродинамическое движение удачно подобрал мой старый попутчик Виктор Лактионов). Однако здесь имеет быть и определённый паттерн ощущений сознания, говорящий о "движении энергии" в теле. Именно эфирный горизонт позволяет на уровне хореографического повторения форм и управляемого культивирования ощущения непрерывности потока движения, добиваться оздоровительного и антигиподинамического эффекта в фитнесс - центрах, не заморачивающихся более глубокой практикой тайцзицюань. А на других горизонтах - использовать этот навык для "промывания" тела. Эффекты наблюдения эфирного тела на темном фоне не раз были продемонстрированы желающим. Это довольно просто, хотя лучше относиться к этому не как к базе, а как к дополнчющему эффекту. Наработка эфирно - энергетического горизонта идет лучше, когда выстроена хоть какая то (а она может быть разная) опора на горизонте физическом, и движение становится менее инерционным и более трансформационно - опорным. Думаю, что эфирное ощущение - неотьемлемая часть здорового организма. Также второй нейро эндокринный центр соотносится с потенциалом деторождения, что потребуется отметить нам в дальнейшем при сопоставлении с китайскими центрами и классами энергии ци, цзин и шэнь. Ещё второй центр связан с моче - выделительной системой и почками, однако надпочечники увязывают с первой чакрой (как и микрожелезы в основпнии позвоночника), а со второй - половые железы ... Это ощущение соотносится со "шныряющей в теле без направления энергии ци"

Вот здесь очень важная ремарка. Людям, приходящим в тайцзицюань "из мира", приходится очень много проходить, чтобы понять термин энергия хоть как то. Но когда вы приходите к китайским практикам так, как это получилось у меня, после долгого интереса и потуг в теме экстрасенсорике, которые в процессе преобразуются в сенсорику - вам нет необходимости через движение ловить ощущения энергий. Вы напрямую используете сознание для генерации ощущений, в том числе и физических. Это связано с энергиями эфира, и напрямую перекликается с физической стороной тайцзишной энергетики, когда говорят "где сознание, там и кровь, где кровь, там и ци". Вы можете смоделировать и прочувствовать движение тела единым полем, единым объёмом, единым потоком. Другое дело, что потом, когда начинаешь смотреть на применимость этих вещей в мире - приходищь к необходимости корректировок, и увязок на физику и биомеханику, которые не должны мешать и с которыми ещё предстоит разобраться, для чего надобен большой пласт времени и усилий ... Да и потом энергии бывают, как я здесь и описываю - разные. Эфира недостаточно

Следующим горизонтом является низший астрал, представленный чувствами и эмоциями, за которые - качественные и больные - на физическом уровне отвечает энергетическая система внутренних органов, более расписанная в традиционной китайской медицине (ТКМ), нежели аюрведической традиции. Сразу хочется сказать, что это черезмерные чувства - эмоции в ТКМ являются факторами нарушения здоровья, и их предлагается гармонизировать и притушать. То есть работать без них тело не будет, но при интенсивной работе "в разнос" здоровье будет разрушаться. И касается это в ТКМ в том числе и высших чувств - энергии любви (в больном варианте - ненависти), за которое отвечают органы стихии огня - сердце и тонкий кишечник (и второй круг перрикарда и тройного обогревателя), затрагивая, таким образом, и четвёртую, сердечную, чакру, соотносимую со средним дяньтянем. Работа с третьим нейроэндокринным центром, это ещё и работа с органами пищеварительной системы. А также прямая и обратная психосоматика, связанная с управлением чувствами, реакциями и возможностями социальной адаптации

Четвёртый, грудной, или же сердечный, или же атмический, центр соотносят с пространством и энергией безусловной любви, центром центров. Об этом говорят высказывания наподобие "слушай сердцем", и множественные научные исследования, детально расписаные у полковника мед. службы, профессора В.А.Савинова в "КГТ. Руководство для врачей". Приводимые материалы позовляют взглянуть на работу сердечного центра с довольно приземлёных физиологических позиций, которые однако, оказываются очень глубокими. Утверждения [в изложении, насколько помню, ЧОМа] ТКМ о том, что существует система из пустого и полного [фу и чжан] органов, в которой пустой орган за счёт формы создаёт условия для накопления и конденсации энергии определённого качества, а полный накапливает и хранит эту энергию, в полной мере относится ко всем пяти энергиям учения УСин, и дополняется здесь утверждениями о том, что развитие организма до уровня млекопитающего повело свивание нескольких сердец более примитивных организмов в один орган, не потерявший способности генерировать управляющие сигналы для отдельных подсистем человеческого тела посредством формирования отдельными сердечными зонами обособленных спиральных конфигураций эритроцитов. Другим ключевым утверждением является здесь то, что сердце соотносится с внешним по отношению к телу человека, ритмовожителем, расположенным в пространстве, и делающим систему человека ещё более открытой и увязаной с внешним миром

Заходя с другого края "песочных часов", с горизонта не демона (по терминологии Савинова), а ангела, наблюдаются нейроэндокринные центры (можно здесь использовать и слово "чакра") сознания. Горловой причинно - казуальный центр, ментальный центр головы и духовный - макушки

Казуалный (причинно кармический) центр регулирует работу дыхания, горлового сплетения, щитовидной и смежных желёз. О нем важно сказать, что отработка кармических конфигураций, в том числе позиционирование в мире, вычленение и отработка "токсичных" для вашей энергетики людей, определение осознанных отношений или их разрыв с социальными, эгрегориальными, родовыми и т.п. программами существенно нормализуют работу этого центра, всей человеческой системы в целом, а также дальнейшие взаимодействия с миром

Ментальный центр, по В.А. Савинову, и насколько я разобрался со сказанным, плотно переплетён с работой центра буддхического, седьмого. Алгоритмы мышления и чувствования человека не ограничены вербальной линейной логикой второй сигнальной [речевой] системы, и ряд технологий, среди которых и тайцзицюань, обеспечивают естественный переход к логике обьёмной, образно - чувственной, и проблескам восприятия "чистого сознания". Это открывает новые горизонты для связи "тело - энергия - сознание", их интенсивности и условной "амплитуды", энергетичности

Горловой, ментальный и буддхический центры вместе можно условно соотнести с верхним дяньтянем, увязанным с субстанцией шэнь. Тогда как грудной центр непосредственно, или же в увязке с казуальным и астральным, неким "перехлёстом" - со средним дяньтянем

Как показано в системе "Ключ" доктора Хасая Алиева, взятой на вооружение психологами чрезвычайных и кризисных ситуаций, в определённых случаях сознание человека может управлять его телом без появления ощущения работы "приводящих мышц конечностей" [об этом говорят тайцзишные источники, но именно эта формулировка принадлежит Александру Скалозубу]. Это прямое использование энергии сознания, в случае наложения на которое проработанного под целостное движение тела, как раз и могут проявляться различные феноменологические эффекты. Думаю, для прагматика не стоит вопроса как, если методы работают. И утверждение классиков тайцзицюань "сознание управляет телом" вполне вписывается в эту системную конфигурацию различных телесных и сознательных "энергий", равно как и "используй сознание, не используй мышцы". Нужно понимать, что на физическом горизонте мышцы всё равно являются важной частью человека, и будут задействованы хотябы потому, что именно они предназначены природой для обеспечения движения, хотя и несколько иначе - целостно со всей структурой тела и сознания. Именно на эту сухожильно - связочную силовую проводимость тела и управляемость из центра нацелена, на мой взгляд, так называемая практика шёлковой нити, преподаваямая ранее в составе лу, а сейчас выделенная мастерами в отдельный комплекс

И всё же требуется предварительный долгий тренинг и подготовка тела, чтобы оно могло течь - двигаться в таком режиме, плюс качество биохимии тела всё же будет создавать усталостные эффекты ... На семинаре Фансёна летом 2016 пот лился ручьями не только с меня, тогда ещё не получившего травму конца 2017 года, но и со щедро делящегося знаниями мастера Алекса ... На мой нынешний взгляд определённое время практики приводит к узнаванию такой привычке к движению, в которой физическое и сознательное настолько перемешиваются и свиваются, что [по терминологии, насколько ее помню, ЧОМа] "физическое переходит в энергетическое". Иными словами прямые и обратные психосоматические связи становятся более - менее выстроенными, и их можно использовать сознательно. Однако - в пределах корридора наработанного движения, для чего в том числе и служат таолу, приучая к целостному разнообразному объёмному движению тело, позволяя телу и сознанию пропитываться друг другом, и выводя на понимание того или иного "движка" - механизма построения движения

Индийская Аюрведическая традиция утверждает, что человек живёт одновременно в семи мирах. Не обязательно каждый горизонт - осознанно, но живёт. Представляется, что каждый из этих миров может иметь физическое воплощение - отражение качеств мира на физическом плане. И, если укрупнять центры до трёх китайских, то китайская традиция идёт дальше, используя одни из доступных человеку энергий для их переплавки и получения других энергий, и - как утверждается - достижения бессмертия. Эти знания - епархия китайской внутренней алхимии, в которой я совершенно не силён, и не готов утверждать что то явно. Однако отдельные авторы говорят, что в тайцзицюань преобразование низших энергий в высшие является технологией, и позволяет аккумулировать в теле существенно больший потенциал, чем только энергии нижних центров, что благоприятно сказывается на здоровье и деятельности в мире. Кроме того, существует понятие большой и малой микрокосмической орбит, и течения энергии вообще, которые непосредственно задействованы в управлении сознания как ведущего для изменений в теле. Ещё одним представлением является управление движением тела через энергию, которая всёже канализирована в пределах большой микрокосмической орбиты. При этом нижний дяньтянь выступает как бы насосом, перекачивая энергию с точки слияния иньских энергий орбиты ци хай в точку минмэн, наполняющую янские каналы, и этим обеспечивая движение

Вероятно в процессе практики можно выводить себя на некие новые горизонты качеств. Здесь полезно посмотреть именно на взаимодействия трёх ключевых терминов качества энергий - ци, цзин и шэнь. А также логику алхимических, то есть меняющих качество, преобразований, свойственную разным явлениям независимо от культуры. Опять подчеркну, что это рабочие модели одного человека, не достигшего глубины понимания. О бессмерти применительно к китайской внутренней алхимии говорят много, и даже утверждается существование конкретных бессмертных, например учителя мастера Цзе Куна ... Однако мотивация технологий достижения бессмертия двояка и местами вызывает вопросы. Насколько мне довелось слышать, и буддизм, и даосизм считают рождение в теле человека драгоценным, ибо только из него можно выйти из колеса перерождений. Поэтому задача продления жизни как части религиозной практики, чтобы успеть должное или как можно больше на пути, является прямым и понятным мотивом для занятий. Миряне тоже не спешат болеть и помирать, поэтому соответствующие практики цены и для них. Другой мотивацией является именно возможность довести практики до горизонтов бессмертия. Однако тут появляются вопросы - а что ты будешь с этим бессмертием делать, особенно если оно окажется совсем не тем, о чём ты думал ? Например - технологической привязкой к этому миру, который внезапно может оказаться, скажем, одним из адов - без возможности перерождения на очень, очень долгий срок ...

Поэтому, рассматривая темы алхимических практик, стоит оглядываться на возможный результат и расхожую формулу "будьте осторожны со своими желаниями". Мы будем рассматривать тайцзицюань как культурное сокровище, инструмент для комплексного понимания жизни и движения к своим глубинам, но - не замену жизни. И алхимические практики - как практики целенаправленного изменения свойств чего либо, в том числе и человеческих энергий, сознания и тела, присущих разным культурам и разным, в том числе - повседневным, темам и направлениям. В том числе и тайцзицюань, одной из граней которого являются алхимические эффекты. Как сказано выше, приходилось сталкиваться с двумя описаниями процесса преобразования энергий ци, цзин и шэнь. В одном случае изначально собирается энергия цзинь, переплавляющаяся в энергию ци и далее в энергию осознания шэнь. В другом случае разнообразные энергии в теле человека, представленные как разные ци, собираются, очищаются и уплотняются для возможности питания сущностной энергии человека - цзин, при накоплении достаточного потенциала которой происходит системное оздоровление, а далее - рождается осознание шэнь

Мне более понятен второй вариант, и менее понятен первый, при котором по дороге между напитанной разными энергиями, наполненной и очищеной до соответствия внутренней сути телесностью и осознанием появляется промежуточное энергетическое звено. Однако приходилось слышать и о девятиричном пути, который предполагает девяти видам энергий ... это - не простой вопрос, которым я в настоящее время практически не занимаюсь, памятуя о том, что многие тайцзишные мастера уходят в мир иной не в самом лучшем виде и с букетами болячек, тогда как совсем не мастера, и даже не практики - регулярно бывает, имеют существенно меньший багаж проблем со здоровьем. Движение в направлении своих глубин - вопрос внутреннего Зова человека, определяемого всем его наследием, или, как говорят знакомые практики - Судьбы. Однако трансформация происходит всегда, и возможен ещё совершенно не китайский вариант генерации наиболее качественной субстанции после наполнения качеств верхнего и нижнего центров средним, сердечным центром, почему и была сделана некая неочевидная остановка на описании грудного центра с позиции некитайского понимания

Всё же сам алгоритм изменений известен в совершенно разных местах, сферах деятельности и профессиях. Сначала идёт инициация, приобщение, обретение первичного опыта, самостоятельно преобразующегося в некоторую структуру знаний. Потом, по мере практики, происходит модификация опыта и знаний, и их последовательная трансформация в сторону глубины навыков и понимания. Этот процесс может идти с подключением сознания, анализом и сознательной модификацией практики, или же, как говорили раньше - "через пятую точку", в смысле усидчивости и долгих практических усилий, и создания критической массы опыта, переходящего в понимание и построение структуры знаний ... или же происходит совмещение этих потоков. В любом случае вообще без практики на только теории расти не получится, но и только практика - это очень экстенсивный путь, подверженый массе рисков по остановке движения. Когда говорят о вскрытии узлов структуры, их очистке, наполнении, увязке в единую структуру, выстаивания и последующей трансформации - по мне говорят об этом же, но другими словами. Не учитывая внешние обстоятельства, академично и с позиции чистой теории. Но этот же механизм начинает закручиваться в виде сложносимметричных вихрей ощущений, когда сначала происходит свивание пяти видов тканей в движении тайцзицюань, а потом на аналогиях можно смотреть на внутреннее тело, представленное пятью видами энергий УСин, и пятью компонентами каждой энергии (чжан и фу орган, железа внешней и внутренней секреции, орган чувств, и шестым - да, соответствующие ткани "внешнего тела"). Насколько это применимо для задач наполнения и одоровления - вопрос отдельного огромного исследования, которое возможно кто-то когда-то сделает

С учётом того, что для современного живущего такие практики имеют ярко выраженный системообразующий эффект, т.е. представляют собой метод системного образования, в условиях катастрофически ухудающихся механизмов предлагаемого социумом образования, метод проработки чувств, мозга и тела, изучения своих глубин, метод защиты от зомбирующего эффекта социума, уводящего человека от его природы, а также реализуют некоторый оздоровительный и прикладной эффекты - можно говорить об их, практик, полезности, ценности и даже особой ценности. Для достижения результатов важным будет каждый компонент практики, в том числе и сноп понятий и методов проработки различных "энергий", задействованых в процессе. Которые как показано, вовсе не волшебны, и приземлены и меркантилны. С другой стороны важно, что феноменологическое сознание может являться частью традиционного метода. Примером является ощущение накопления, переливания и выплеска энергии в теле, управляемые сознанием. Они феноменологичны, но позволяют получить эффект управления движения сознанием. Тогда как сухие слова управляемые ощущения, использующие обратные психосоматические связи - красивы и академичны, на применимы гораздо меньше. Другой вопрос, что можно идти сразу от тела и головы, и тогда процесс будет более комплексным. Такой вариант нравится мне больше, позволяя задействовать те ресурсы, которые достутны сейчас ...

От центра к переферии и от перефирии к центру предлагал когда-то идти основатель клуба Инби - ЧОМ (Олег свет Михалыч Чернэ), говоря что шанс успеть за жизнь хоть что-то при этом выше. И, немного отходя от темы - он же в своё время объяснял, что, войдя в какую либо семью, человек станет членом этой семьи, закроя себе возможности смотреть шире. Что, с учётом массы дополнительных деталей от совсем других культур, практик и практиков, достойно - чтобы прислушаться и учитывать в жизни ... Например, невозможно остаться христианином, войдя в другую традицию и проведя настоящий с позиции практики обряд вхождения - это эгрегориальная логика. Как невозможно остаться в своём роду после крещения, если обряд проведён практиком - недаром "батюшка поп" говорит прихожанам "сын мой" и "дочь моя". Но, сколько бы обыватель об этом не слышал, он не хочет слышать ... и это - уже совсем другая история

 

общие моменты

 - текущее понимание
 - формула движения
 - требования к телу
 - вопросы инструктору
 

 - понятийные узлы
 - мои статьи по теме
 - мои видеонаработки
 - материалы мастеров
 - ссылки на источники
 
 - очередные глобальные итоги
 


 
        
   
    Нравится     

(C) Белонин С.С., 1974-2024. Дата последней модификации страницы:2024-06-12 23:47:02