Чэнь ши Тай Цзи

Закон Восьми: лабораторные
заметки с уклоном в Чэньши
лаоцзя (деревенский стиль)

 

   

   

   

  
  Тайцзицюань  
  Как я забирал форму гуаньдао  


Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия лицензионного договора на использование этих материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы

Авторская площадка "Наши орбиты" состоит из ряда тематических подразделов, являющихся моими лабораторными дневниками, содержащими записи за разное, иногда продолжительно отличающееся, время. Эти материалы призваны рассказать о прошедшем опыте, они никого ни к чему не призывают и совершенно не обязательно могут быть применимы кем-то ещё. Это только лишь истории о прошлом

Примечание: c мая 2014 года мои практика и исследования сильно свёрнуты и акцентированы больше на оздоровлении. Причины связаны со здоровьем, прочитать про это можно в разделе медицинские аспекты, а выводы в статье глобальные выводы могут быть интересны и полезны другим практикующим

Вступление

Маленькая зарисовка про Природу и Судьбу, которые, как известно, обычно различаются. По Природе интересно и радостно одно, а по Судьбе учишься гораздо большему - кучу времени и душевных сил уходит на разное. Этап "хочешь быть счастливым - будь им" я прошёл уже давно, и пока к нему не вернулся. От погружения в ЭТО разделение спасает немного практики, за десятилетия сознательно введённой в подсознательное ядро психики и ставшего частью меня

И часто вспоминается Карлос - "Этот вопрос таков, что только очень старые люди задают его себе ... Имеет ли этот путь сердце ? Не торопись, спроси себя столько раз, сколько тебе потребуется. И если ответ будет "нет" - бросай этот путь без сожаления, он ничего не даст тебе, ты только потратишь силы впустую ... Нужно много работать даже для того, чтобы вступить на путь без сердца. С другой стороны движение по пути сердца всегда легко и приятно". Это так знакомо и так часто всплывает. Однако разные направления в процессе Жизни как то срастаются и сосуществуют вместе. Например, в ИТ находится кое какие глубины, в человеческих отношениях - пища для моей социальной алхимии, и биотехнологии дают опоры по закону подобия :)

Итак - зачем забирать [в личный багаж] формы ? Не для коллекционирования же ? Формы, они же таолу - это инструмент. Иосиф Линдер, если не ошибаюсь, в какой то из своих книг разъяснял, как относиться к ката (они же лу, таолу, формальные комплексы). Его разучивают, и потом делают всю жизнь, открывая всё новые горизонты и наполняя всё новыми смыслами. Тао (ката) говорит с тобой всю жизнь, но особенно полно оно говорит под конец жизни. Мой опыт с более чем двадцатью моделями объяснения по одному из тайцзишных лу говорит, что это действительно так

Инструменты подбираются под задачи, но начинается всё обычно с изучения хореографии, принципы и следствия вскрываются потом в процессе жизни. Так что длинномер с вынесенным центром тяжести имеет свои акценты, так же, как и другие формы. Но и эстетика предмета не на последнем месте - это же питание эмоций ... Несколько лет назад пришло понимание, что форма алебарды гуаньдао мне нужна. Конечно, построение движения в ней основано всё на той же формуле движения, но есть вскрываемые ей аспекты, да и формула - вещь живая и подлежащая в части понимания некоторым модификациям и доработкам для всё большей адекватности понимания и реальности


 

Как забиралась хореография

Жизнь такова, что тратим силы и внимание на множество социальных деталей - и это наверно неплохо, не ради форм же мы живём, и не ради навыков - это только один из инструментов для жизни. Но по результату - приходится якорить темы биотехнологий в сознании разными психотехнологиями - заполнением деталей, включением эмоций, переобъяснением, культивированием радости и всякими другими. Ниже приведён пример того, как я делаю переобъяснение для формы гуаньдао в исполнении Чэнь Чжэнлэя - чтобы забрать форму в условиях социальной нагрузки приходится изворачиваться. Кстати в моменты отдыха от этой самой социальной нагрузки, месяцев в пару, таких хитростей нужно значительно меньше

Видео источник в исполнении гранда - Чэнь Чжэнлэя (слева) и мои рабочие записи (справа) из первой десятки выполнений полной формы - август 2017 года

Дальше необходимо использовать возможности современных видеопроигрывателей показывать видео замедленно, выставляем для отсмотра замедление в 4 раза ... начинаем переобъяснять и описывать форму для создания потока взаимодействия, это позволяет найти в сознании место среди других вытесняющих тем. Подсознание подхватит тему только в случае продолжительной практики, когда включится память тела (ещё называемая мышечная, сформируется привычка, практика наполнится ощущениями, мыслями и эмоциями от множества повторений ... В общем произойдёт процесс выстаивания ингридиента :)

Первый блок. Моё условное название - разово крутануть туда - сюда. Четыре первых блока составляют первую группу блоков

Подбиваем ручку в сторону правой ногой, добавляя инерции, становимся на правую ногу и отшагиваем левой, делая левой ладонью отстраняющее движение влево. Лезвие при этом прокручивается сверху вниз и останавливается "на отлёте" свисающим из правой руки справа. Эту поза - разделитель назовём "алебарда на отлёте", встречается в лу неоднократно

Отталкиваясь правой ногой, втягиваем лезвие вверх, подшагиваем правой ногой к левой, а потом левой отшагиваем влево, при этом хвост алебарды прокручиваем вперёд влево, и раскручиваем относительно горизонтального положения "двойной конус" так, что лезвие справа описывает круг по часовой стрелке (если смотреть от ручни на лезвие), в конце круга врубаясь вперёд. Происходит встряхивание тяжёлого топора, инерция исчерпывается, и топор раскручивается уже по большому кругу (условно, траектории объёмны) против часовой стрелки в плоскости справа от держателя

При этом тело следует за алебардой (топором) - сначала, опираясь на левую ногу правая стопа раскручивается наружу, пока лезвие проходит низ круга, далее вес уходит на правую стопу, а левая шагает за неё вправо и становится параллельно, лезвие при этом проходит верхнюю точку. Далее правая нога отходит за левую, а лезвие уходит вправо - вниз, начиная второй круг вниз (вес переностися на заднюю - правую ногу), с переносом на левую ногу лезвие уходит вверх. Далее делается притаптывающее движение правой ногой, вес уходит на неё, а левая отшагивает влево - вперёд, выходя в позицию "алебарда на отлёте"

Второй блок. Моё условное название - тройная рубка влево-вверх

Подшагиваем правой ногой к левой и садимся на неё, прокручивая лезвие в правой боковой плоскости полным кругом, и продолжая подрубающим движением снизу вверх, рукоятка при этом ложится на сгиб правого локтя, а левая рука подхватывает ручку у локтя обратным хватом (большой палец к хвосту). Разворачиваем левую стопу наружу, и, отталкиваясь правой ногой, переносим вес на левую ногу и зашагиваем за неё правой, совершая продавливание лезвием топора по ходу движения вперёд. Алебарда при этом выводится горизонтально вперёд - вверх над головой, опускаясь уже слева, и, отталкиваясь задней (левой) ногой, совершается ещё одно колющее движение в том же направлении

Поворачиваем левую стопу наружу, и зашагиваем правой ставя параллельно, лезвие при этом рубит вперёд - вниз справа, продолжая круг. Вес переносится на правую ногу, лезвие оказывается сверху у правого плеча. Опять левая стопа поворачивается наружу, лезвие уходит вниз у правой ноги, и, продолжая круг, рубит влево - вверх, а правая нога зашагивает за левую вперёд и ставится параллельно, вес переносится на правую ногу

Продолжая кручение, левая нога зашагивает назад за правую, вес переносится на неё, а лезвие рубит вниз. Вес переносится на правую ногу, лезвие продолжает движение и оказывается сверху у левого, потом у правого плеча. Левая стопа опять разворачивается наружу, лезвие уходит вниз - вправо, продолжая - рубит влево - вверх. Правая нога при этом зашагивает за левую вперёд и ставится параллельно, вес переносится на правую ногу

Цикл повторяется ещё раз - продолжая кручение, левая нога зашагивает назад за правую, вес переносится на неё, а лезвие рубит вниз, продолжает движение и оказывается сверху у левого плеча. Правая нога поднимается и делает притоптывание, вес переносится на правую ногу, лезвие проходит от левого к правому плечу и уходит вниз - вправо, на отлёт. Левая нога отшагивает влево - вперёд, вес переносится на неё, лезвие рубит влево - вверх

Далее происходит два цикла обратного раскручивания, аналогично конечному циклу первого блока, и принимается положение "алебарда на отлёте"

Третий блок. Моё условное название - первая рубка с прыжком - проворотом

Нахлобучиваем сверху три удара, причем второй - с зашагом назад и скручиванием, а третий с раскручиванием в прыжке, все вправо от видеоформы, далее отходим правой назад - вправо и оседаем на ней с кругом вниз. левой стопой выкручиваем с шагом вперед рубим вниз и идем правой вперёд, делая круг слева от тела, в конце лезвие вверху

Разворачиваем левую стопу наружу, лезвие продолжает круг и опускается вниз, далее переносим вес на левую ногу, а правой зашагтииаем вперёд и ставим параллельно, лезвие при этом рубит снизу вверх. Отшагиваем левой ногой за правую и рубим сверху справа вниз - влево, с выкручиванием правой стопы наружу прокручиваем лезвие слева вверх и с шагом левой ноги вперед рубим вправо вниз, продолжая два отходящих круга как во втором и первом блоке, в конце собираясь в положение "алебарда на отлёте"

Четвёртый блок. Моё условное название - длинная алебарда, три круга и прыжок - проворот

Возможно - опишу позже, в конце сидим на правой ноге левая сзади выставив "перископ" лезвия алебарды вверх

Пятый блок. Вторая группа блоков. Моё условное название - три прыжка - проворота

Поворачиваем наружу и шагаем вперёд левой ногой, правая зашагивает за неё вперёд по направлению движения и ставится параллельно, лезвие рубит вниз. Далее опять поворачиваем наружу и шагаем вперёд левой ногой, правая зашагивает за неё вперёд по направлению движения и ставится параллельно, лезвие рубит вверх. И, в третий раз, поворачиваем наружу и шагаем вперёд левой ногой, Лезвие рубит вниз. Правая зашагивает за неё вперёд по направлению движения и ставится параллельно, а лезвие прокручивается по рубки вправо-вниз, и завершается прижком - поворотом (первый прыжок)

Шестой блок. Далее не меняя направление (на видео влево) с малым шагом левой с выкручиванием наружу и шагом правой рубим вверх - вправо и делаем круг отката как в первом - третьем блоках, и на расширении выстреливаем вертикальным топором вперёд, потом прокручиваем на предплечье через низ, как во втором круге. На обратной раскрутке делается три круга с шагами (левой малый с выкручиванием наружу, большой правой)- рубка вниз влево (на видео вправо), вверх (на видео влево) и вниз (на видео вправо), последний круг как тройная рубка с прыжком (второй прыжок)

Седьмой блок. Потом с расширением шага за счёт правой ноги и поворотом на ней назад (на видео влево) с обратным кругом топорище на предплечье и два сжатых по длине шага рубки, как в предыдуших двух блоках, а третья рубка идет не с подшагом вперед, а с отшагом назад (налево вниз), потом за три пары шаг - подшаг делаем полтора круга отката (если смотреть сверху, вращение по часовой стрелке, после отшага обратный подшаг левой, выкручивание наружу право и шаг левой, зашаг правой), далее вращение меняем на против часовой (сморя сверху на макушку), зашаг левой и шаг правой - становится началом тройной рубки с прыжком (третий прыжок, время заврешения на видео с Чжэнлеем - 1:29)

Последующие блоки ...

Для целей демонстрации метода переобъяснения достаточно уже описанных семи блоков из двадцати одного. Так всё и переобъяснялось - блок за блоком, чтобы уместить их все в голове, и разъяснить сознанию суть хореографии. Конечно, для результата такого описания и переобъяснения недостаточно, это всего лишь часть потока - нужно подключать видеосъёмку, управляемые чувства и другие моменты. Обязательно постоянно практиковать, включая мышечную память. Упрощает ситуацию наработки в лу пустых рук, ведь движения строятся по одним принципам, хотя с учётом специфики предмета. Небыстро это ... И это только начало, для того, чтобы с формой можно было что то делать или не делать

Выводы

После почти годового процесса ясно, что хореография формы гуаньдао довольно проста. После изучения хореографии следуют внутренние понимание и трансформации, и это бесконечный непростой процесс. В процессе же начального изучения и переобъяснения форма была разбита мной на 21 (двадцать один) функциональный блок, которые местами повторялись или зеркалировались, местами были построены из одинаковых элементов. Блоки же объединены всего в четыре группы блоков, примерно сопоставимые по количеству наполнения движения

Передать сейчас именно хореографию представляется мне достаточно простой задачей. На это вполне достаточно месяца. В том числе и потому, что каждый класс предметов задаёт свою манеру движения. Именно поэтому штыковая лопата как длинномер с вынесенным центром тяжести - лезвием вполне сопоставима как с копьём, так и с алебардой гуаньдао. Интересно было наблюдать игры разума и уловки социума, породившие такую длительность задачи - почти год на разобраться с хореографией несложной в целом формы. Однако интенсивность социальных задач, особенно связанных с полугодовым руководством группой оракловых администраторов в ФНС РФ, вполне объясняет мне сроки и сложности

Что же дальше ? Результат от изучения как всегда объёмен, и предсказать, во что именно выльется невозможно ... Во-первых, знание хореографии позволяет заниматься наполнением и изучением формы. В том числе в увязке во всем тайцзицюанем - что то берётся из других частей системы, какие то акценты становятся понятны именно из этой формы ... Во-вторых, появляется возможность разобраться - а нужно ли это вообще, значимо ли, или это несущественное. Не попробуешь - не узнаешь ...

В огромных "третьих" - это ещё один аспект использования длинномеров в биотехнологических наработках, обеспечивающих "костыли существования" на горизонте, существенно большем любого учения - на горизонте Жизни, тайцзицюань здесь выступает донором знаний и методик. Это наиболее интересный для меня аспект, это возможности получения адаптированных технологий для поддержки здоровья и развития. Таки длинномеры по сути палки, а значит имеют два конца, равно требующих контроля сознания и биомеханики, и этот уникальный вид предметов порождает требование не зацикливаться на одном и тренирует объёмное чувствование в движении ... Ниже - ещё немного видео рабочих записей про длинномеры с выходом за тематику тайцзицюань:

   
 

общие моменты

 - текущее понимание
 - формула движения
 - требования к телу
 - вопросы инструктору
 

 - понятийные узлы
 - мои статьи по теме
 - мои видеонаработки
 - материалы мастеров
 - ссылки на источники
 
 - очередные глобальные итоги
 


 
        
   
    Нравится     

(C) Белонин С.С., 1974-2024. Дата последней модификации страницы:2024-06-12 23:44:54