Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными
соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия
лицензионного договора на использование этих
материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы
Авторская площадка "Наши орбиты" состоит из ряда тематических подразделов, являющихся моими лабораторными дневниками, содержащими записи за разное, иногда
продолжительно отличающееся, время. Эти материалы призваны рассказать о прошедшем опыте, они никого ни к чему не призывают и совершенно не обязательно могут быть применимы кем-то ещё. Это только
лишь истории о прошлом
Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические
аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать
"перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы. Сайт этот - лабораторный дневник, отдельные статьи отражают
позицию автора на время написания, они могут быть не согласованными между собой, и отличаться от моего текущего понимания. Вы используете материалы под свою ответственность
Дат не ставим, с датой бумага становится недействительной ...
Метод и система. Цели - костыли поддержки, давления и лелеяния живущего в части тела, сознания, энергии, чувств. Тайцзи тут - один из акцентов, поток с ветвлениями
и переобьяснениями под мою навигацию, которая тож меняется
Тайцзи тут система построения движения, структуры, энергии как управляемых ощущений и психосоматику, перемен и движения на базе того, что дано в работу - человека,
его тела, сознания, биохимии, энергетики, психосферы и т.п.
Она опирается на китайские корни, а также на все знания родительской культуры, на другие системы, на проверку жизнью того куска знаний, что по жизни доступны, и является
личным опытом. Который документируется как часть потока изучения и познания. И передается для возможного появления попутчиков и умножения усилий и результатов
(1) Сначала дано тело и формы, и ряд писаний, и жизненный опыт - т.е. базовая родная культура, и, если есть - другие, из которых что то взято
(2) Потом даны дополнительные куски информации из разных мест по системе и смежным, и практика. Кому то везёт с учителем какого то уровня, но чтобы он переобьяснил
под базовую культуру, да ещё в ассортименте идей - не бывает. Спец и практик - не меч и ножны, а только заготовки
(3) Это все выводит на накопление опыта, бывает и болячек с травмами, и на модификацию вопросов, понимания, и структуры знаний в виде узлов и связей. С которыми
работается уже глубже, тасуя приоритеты и вскрывая новое. Мой вариант:
Узлы - (1) тело, формы, жизненный опыт, практика, (2) работа с целостностью и вариативным движком - структурные, осевые, кубические, ритмические, плоскостные,
объёмные и прочие модели, (3) проработка энергетики и структуры - столб [теперь уже в меру], дяньтянь нэйгун, чаньсы, натяжения илик/еташ (4) проработка движка
- лу пустой руки, комбинаторика, работа с векторами и натяжениями на мешке, (5) комбинаторика предметов и целевые лу с предметами [сабля, меч, копьё/шест, две
сабли, шар], (6) Канон, Пу, источники, (7) медицинская работа во всей полноте, учёт травм, коррекция практики, восстановление и усиление, (8) парная практика
не завершено
Исторический экскурс
Относительно недавно я публиковал блок из семи публикаций по Чэньскому тайцзи от мастеров с видео и разъяснениями. Сейчас публикую _второй_ блок, не последний в этой истории,
про мои наработки и попытки разобраться с темой примерно до 16 года. Всё более детально и с видео на тематическом сайте
http://www.ourorbits.org/taitszi/index.shtml. Сейчас многое иначе, опять же - травмы закрыли одни потолки и открыли
другие, сместились акценты, в жизни появились другие знания и точки приложения ... Почему я об этом сейчас пишу ? Работа по систематизации велась давно, и то, что сейчас
расписывается одним модулем из нескольких больших блоков с более менее очерченным объёмом и определённым местом в картине мира, годами (с середины 90 до примерно 16 года)
и потом собиралось по частям. Но ещё - ковид. Он, кроме прочего, пришёл как очищение и вылил из меня массу каких то "не моих" включений, несколько изменив расклады. В том
числе и в части тайцзишки повылил разного. Публикацией я как бы подвожу под этапом разделяющий итог. И да - без второго блока не будет третьего, когда будет что обсудить
Кому то изложенное тут - элементарно, мне же далось в пределе попыток разобраться с темой. Это не только прямая, хотя и неполная, передача в чистом виде, а масса времени,
души, попыток разобраться и реальные лужи пота на основе базы, полученной от в Инби от Сяована и его инструкторов, и от самостоятельных поисков и давних ещё занятий с энтузиастами в
Брянске. Тут про биомеханику, обратную психосоматику, расшифровку хореографии разными вариантами, попытки восстановить по крупицам целостную систему. Тут рассматривались, но были
сведены к минимуму темы «алхимического дяньтяня» и т.п. практики, а понятие энергетики как обратная психосоматика принесено из Советской ещё сенсорики, где оно вполне работало, и
в усиление которого я и стал смотреть в сторону тайцзи когда-то. Итак:
1) вначале хореография (выучить формы, чтобы было с чем работать)
2) потом структура и попытки понять движок. Тут «сустав на сустав опирается», «одно двинулось - нет ничего не движущегося», уяснить 15 центров по 9 уровням, базовую биомеханику,
четырёхчленку, увязать с требованиями к частям тела, уяснить вкрученность и «тело как шланг», а также одновременное осознование всех центров и вычленение единого центра -
равнодействующей. Здесь же комплекс шёлковой нити от Сяована. Сейчас ученики Чжицяна говорят мне - это Фэн его научил. Что же - вариант Фэн Чжицяна динамичнее и фансунистей,
он немного сложнее, вариант Сяована более биомеханический ... всё может быть
3) параллельно - столбы для вскрытия структуры тела и движения энергии во внешнем покое, которую можно выводить движением, и материнский круг багуа для увязывания узлов. Это
спасибо ЧОМу, он поставил много вопросов и привёз Сяована
4) потом - кубические модели как базовое понимание перемен энергии в теле как кубе. Тут «верхнее и нижнее друг за другом следуют, правое и левое друг друга дополняют», «в покое ищи
движение, а в движении ищи покоя». Уяснить, что в замкнутом объёме куба и шара энергии две - одна Ян активная двигается, вторая Инь пассивная - заполняет пустоты, это отрабатывается
сознанием в ощущениях в формах. Тут всё тело и даже вокруг ближнее пространство - дяньтянь с перетеканием энергии (внутренних ощущений), и есть три горизонта до центра - стопы
и кисти, колени и локти, бедерные суставы и плечи, единый центр. Тут же раскадровки по ритму и трём осям, вылившиеся в отсъём формы как более 700-800 фаз перемен в 2005 году
Кубические модели, т.е. "квадратное" - это динамический столб, в нём опора на костно суставный механизм как оси, и мышцы сухожилия кровь как объём осей была изначально, но не подо
все задачи хватает этого. Критически важно, что тут, на этом уровне исследований, энергия ведётся сознанием в близлежащем объёме, захватывающем тело, а не только теле, и этим
инициирует движение тела в рамках хореографии и, потом, импровизации. Руки здесь не задействованы в части явного использования мышц, как и тело, акценты больше на изменения в
кубе, меньше - на ритмику. Руки практически не двигаются, они живые в части передачи усилия и проницаемости энергии, но не генерируют явное своё мышечное для свивания всех усилий
тела, как в естественном тайцзи - скорее тело постоянно в состоянии внутри неподвижного столба
Тут есть акцент перетекания двух сильнейших точек куба - по одной для янскои и иньской энергий, и есть понятия костно - суставных осей, и образующего трёхмерный обьём вокруг них
мышц и сухожильно - связочного комплекса. Конечно по мере других потолков понимание этого блока тоже дорабатывается
5) отдельно частные модели разных акцентов, например целостного объёма. Сильно потом в эту группу добавилось разное - «проминающие», «выплесковая» и т.п. Каждый блок часть системы,
и к нему приходится возвращаться. Даже в блоке хореографии есть модель «лесовик» для определённых времён и дней
6) дальше плосткостные и объёмные модели, "круглое", как переводящие с ведения энергии квадратного на более округлое, на вращение посредством управляемых ощущений области дяньтяня,
по разьяснению мастеров захватывающей и спину, и бока, и живот, а от неё - всего тела. Тут «если хочешь пойти направо - сначала пойди налево, вверх - сначала вниз, вперёд - сначала
назад». И это не про последовательные изменения, а про сразу - эффекторную точку шара тела и противоположную ей точку опоры. Здесь появилась большая округлость, живость,
комбинаторика, скорость с опорностью и боксёрский мешок
Но временами норовит скатиться на наматывание движения тела животом, на удобное физическое движение только - от не полного понимания на этом горизонте, видимо, в т.ч. и
биомеханической адекватности. А здоровье уже не позволяет сглаживать неадекватность вливанием энтузиазма и энергии, и всё более понятно на практике, что все компоненты должны
работать на взаимоподдержку друг друга. Поэтому мягкость, раскрепощение, проницаемость и проведение силы телом становятся критически важны. Этого в кубических моделях не хватало
7) дальше - вот только тут вышел на нормальные расшифровки усилий восьми ворот и пяти шагов ...
8) дальше - следующие горизонты
Важно, что ко всем этим блокам объяснений приходится время от времени возвращаться, их нельзя пройти и забыть, они живут в теле частью обьёмной мозаики. Также проявляются
не закрытые моменты. Поэтому, например, ЖКТ и пиявки как механизмы биохимические. Это уже кубики жизни, а не части по имени тайцзи. В этом блоке исследований выстроилась практики
- формы разных блоков объяснений, мешок, импровизации, редко - скоростное и предметы. Это не законченный путь, но он системный, мой, в муках произрождённый, и тем интересен. Хотя
проверки практикой местами выдерживал, а местами нет, ну так и я не по 4-5 часов в день занимаюсь. Много потолков закрыли травмы и белые пятна, требуя заниматься иначе, чем раньше
и показав предел реальной прочности тела, ведущего и социальную жизнь. Щедро скажем, что эта активность в таком виде - примерно до 2016 года, потом пошли знакомства и
переосмысления
Базовые перемены в теле, биомеханический горизонт, "вторая объёмная"
(1) Когда то я выделял самые примитивные - движение по трем осям и ритмику. То есть направо и налево, или перенос веса. Вверх и вниз - причём с руками, если вверх, то руки
поднимаются, если вниз, то опускаются. Сжатие и растяжение ритмики. И внутренее переключение ощущения наполнения по передней и задней стороне тела. Ибо перемены по трем осям
охватывающего все энергетического куба. Однако уже в этой модели "сустав на сустав опирается" местами говорил, что это неадекватно бывает. Однако это "чистое" ведение физического
тела внутренней энергией, энергетическим телом - сгустком, не имеющем ограничений в виде жёсткой структуры. Мне оно наиболее родное и близкое и его никогда не нужно сбрасывать
со счетов. Это отдельная история, она не про тайцзицюань, который тут как костыль этого тела и условий, она глубже и интимнее. Однако же будучи загнанным в такое тело, приходится
увязывать истинное с хлипкой, ранимой и недолговечной биомеханикой, чтоб не раздолбать сразу. Это, в общем-то, вообще ключевое - человек, живущий тута слаб, уязвим и смертен
внезапно. И все системы этого телесного горизонта - лишь костыли, разрешающие немного вспомнить истинное и настоящее, а не "вот это всё"
(2) Далее практика доказала, что перемены в теле сами по себе, а руки следуют. То бишь энергетический шар крутится, ведёт движение - именно в теле, а руки следуют в соответствии
с передачей движения в кинематической цепи из разных связей и типов соединений - шарниров. И ноги кстати тоже. Поэтому перемена веса ушла, сменившись переменой вектора опоры
копчика в одну или другую стопу при вращении ощущений энергошарика в дяньтяне, как бы стала микропеременой веса. Но кинематическая цепь все ещё была ущербной, повторяя один
шар дяньтянь в туловище. Ну и что, что телесно я рисовал и работал с положенной на бок буквой Н ? Шар то у классиков один, и спина прямая ? Тут и загвоздка ...
(3) Если посмотреть на горизонтали в теле человека, явно видны две - горизонтали тазового и плечевого суставного комплексов. Это понятно с горизонта биомеханики, но не
соответствует прямолинейному пониманию "тела как шару" с позиции энергетики. И вот тут появился в моей жизни немного илицюань, знакомство с Александром Скалозубом и Сэмом,
пусть шапочное совсем. С его двумя центрами, грудным и живота. Я, однако, очень консервативен. Сил вложено много, велосипед изобретается по капле, но это свой велосипед. Но
далее появился естественный тайцзи А.Шевелёва (ЕТАШ), который явно постулировал гибкость позвоночника и качество трёх шаров. Но я, опять же консервативен. Однако против
очевидного не попрешь, и картина мира по неволе несколько усложняеттся, становясь более адекватной реалиям этого физического мира. Тем более, когда оно подтверждается работой
в синъи, и даже у грандов Чэнь местами проскакивает то, что с прямой спиной не очень согласуется. К этому добавилась явная роль сагитталки, доказанная абсолютно четко
И так получилась текущая модель "вторая объёмная":
(x1) Дяньтянь инициирует движение тазового суставного комплекса, при традиционном требовании держать куа на одной не перекручивающейся относительно стоп горизонтали. Изменения
при этом идут, они явные, в мясе вокруг костей. Этот шар в силу физиологических степеней свободы крутится вперёд и назад, и как бы вправо влево. У иликов складывания в куа явные,
и тут они есть, но минимальные, за счет комбинации внутренней работы мышц и связок вертикальных мышц и связок торс-ноги, правая и левая, спереди и сзади каждая. Так что нижний
шар вращается в горизонтальной и сагиттальной плоскостях
(x2) второй шар - груди, посаженный на шар тазового комплекса, и в силу условного трения, принимающий от него движение (вот тут у нас классика "грудь опустошена и проницаема")
работает в противоходе к шару дяньтяня, но так же держит горизонт плечевого суставного пояса, и вращается в сагиттальной и уже фронтальной плоскостях. В каждом шаре два момента
вращения однозначно задают трёхмерное движение. По классике грудь "опустошена и проницаема", проводя усилия дяньтяня в руки и голову (а заодно, для нелюбителей мистики, проводя
эти усилия самых крупных мышц в теле человека - поясницы и бёдер)
(x3) третий шар - это голова, активно, но малозаметно подрабатывающая шейными мышцами и связками на противоходе шару груди - это основа т.н. "верхнего движка" в ЕТАШ, макушечного
усилия, позлоляющего включить к движение именно всё тело, и этим гармонизировать его. Тут нужно отметить, что движение всех этих "шестерёнок - кругов" потихоньку уходит внутрь,
сохраняя при этом натяжения. Снаружи это видится как почти классическая "прямая спина", однако внутренняя работа натяжений делает движение гораздо более увязаным во всём теле
и более живым. Можно вытягивать движение и без этого, управляя сгустком энергии, но на физическом горизонте в парной работе этого становится недостаточным. По мне жизеннно важно
тут не увлекаться уходом в эти биомеханические детали настолько, чтобы забывать дела энергетические. Одно должно поддерживать другое
(x4) руки и ноги выступают тут отдельными шарами, в виде подсистем со своими шарами внутри, работающим также на противоходе (суставы соединения - типа шаровая опора) к шару груди
для рук и шару таза для ног. Всего этого можно и не делать, но тогда отдельные сегменты тела будут "закрепощаться". Они могут при этом ощущаться живыми за счёт энергетической
проницаемости (т.е. взращенного ощущения проницаемости), но живой биомеханической работы не будет
(ч5) есть в этой модели движения тела ещё ритмика (сжатие и растяжение), открытие и закрытие в сагиттальной плоскости, использование сил опоры (из стоп) и гравитации (в стопы),
и (шунь - ни) вращения вдоль костной оси, включающие или передние, или задние сухожильные цепочки всего тела от пальцев рук до пальцев ног. Сильно понимание работы сухожильных линий
проработано именно в естественном тайцзи (ЕТАШ) как одна из базовых перемен этого движка. Кроме указанных моментов, никуда не деваются изначально выделяемые в теле человека целостно
и одновременно действующие пятнадцать центров преобразования усилия по классике - как бы и вся биомеханическая база, не столько сложная, сколько приближающаяся к строению тела
Шёлковая нить, сворачивание внешнего движения до двух кругов
В процессе практики у меня происходил интересный эффект свёртывания от больших и длинных классических лу в сторону всё большей безыскусности и унификации. Сначала мы делаем формы,
пытаясь их понять и наполнить, потом находим какие то закономерности и общие моменты - и тут формы сворачиваются в дуги всего восьми кругов, появляется комбинаторика и прикладной
горизонт. При проверке парным взаимодействием вскрываются разные аспекты, в том числе ограничения в связанности движения. И тут смежный стиль подкидывает идею натяжения и проработки
других базовых перемен, которая укладывается на формы и наработки традиционного чэнь ши, и позволяет на порядок увеличить связанность и ряд других важных моментов - например правило
трёх сфер, слизывающего усилия в точке контакта, механизмов реализации прилипания ... В этот момент по новой открываются методы шёлковой нити, получив базу доработанных подходов
естественного тайцзи, да и гранды подкидывают - например, последователи Чжицяна, или целый Чжу Тяньцай. Дальше приходит понимание, как даже и небольшое многообразие традиционных
шёлковых нитей свести всего к двум кругам, которые однако, напорляются несколькими вариантами натяжений каждый ... На это накладывается тема биомеханического построения тела
человека, и движение, ранее вытягивавшееся на управляемых ощущениях и вспомогательных моментах, начинает распадаться на увязанную работу нескольких суставных поясов, объединённых
во взаимовлияющие сферы движения. Всё это подхватывается степенями свободы частей тела и медицинскими требованиями, которые становятся понятными и реально важными только после
травм ... И вот уже с этого горизонта мы возвращаемся к формам, комбинаторике, сознанию и обратной психосоматике. Вот об этом тут, в разделе, и обговорю, как понимаю
По мере разбирательств с базовыми формами постепенно приходишь к сворачиванию формы от ряда внешних движений к некому общему внутреннему. Так, при выходе на горизонт первой
объёмой формы получилось вписать движения всей формы по дугам восьми кругов. Далее эти восемь кругов свернулись во всего два, разъяснив, наконец, как подружить движения стиля
и форм с физиологически оптимальными медицинскими разъяснениями. А также стало понятно, откуда берётся следующая глубина целостного движения. Такое свёртывание произошло на базе
усилий по интеграции осмысления базовой одиночной и парной практики в чэньши и естественном тайцзи (ЕТАШ). Смотрел параллельно и в сторону показанных ранее основ илика, но всё
же совсем немного. В ЕТАШ существует ряд взаимоувязаных базовых навыков - натяжения, активная работа в сагиттальной плоскости. От которых до части выводов рукой подать. Другая
часть выводов - это анализ и проработка непосредственно и только чэньского тайцзи. Но как то они органично сплелись именно на базе того, что делать физиологически неправильное
движение после травм и болячек не особо получается. В ролике - про свивание внешнего движения до двух кругов. Другой вопрос, что два эти круга разворачиваются потом в 8, 16, 32
варианта базовых натяжений и циркуляций, превышающих обьём движения в тех или иных классических лу
Сворачивание движения до двух внешних кругов упрощает базу и позволяет задаться вопросом - а как это связано с тремя плоскостями и генерацией целостного усилия в теле ? Подсказку
тут дал опять ЕТАШ, а потом - и чэньши. Требование не перекручивать куа, котрому учит Чэнь Чжицзюнь, напрямую обеспечивают вместо активнеого движения тела снаружи перемены внутри
области живота и ног, а от них - всего тела, опираясь именно на сагиттальные усилия передних и задних связок правой и левой ног. Они могут сформировать и горизонтальное движение,
которое вторично. Также именно тут кроется смысл того, что полученные два базовых круга, которые всегда объёмны, т.к. тело объёмно, могут проявляться то в горизонтальной,
то в сагиттальной, то во фронтальной плосткости. Круги всё те же самые, но немного смещается акцент проявления на ту или иную плоскость. Сустав типа "шаровая опора" плеча и бедра
всё равно может совершать зацикленное круговое движение только в одну или противоположную сторону. Так что движение там, внутри, геометрически почти одно. Про внутренние же наполнение
поговорим ниже, отдельно
Ещё одним базовым кубиком тут является использование сухожильных линий макушки, больших пальцев каждой руки и ноги и мизинцев каждой руки и ноги. Классическое движение в тайцзи
спирально, и сопровождается вращением вокруг костных осей тела, рук и ног либо "на большие пальцы", либо "на мизинцы". Думаю, тут узнаваемо наматывание "шунь" и "ни" в варианте
разъяснений Чжаокуя (Гу Люсинь), Ма Хуна (Р.Романов) и других чэньских мастеров. После увязки мизинцев соответствующей руки и ноги, и больших пальцев соответствующей руки и ноги,
и после дополнения движения обязательной ритмики (сжатия и растяжения), и движения вверх и вниз в чэньши, дополнения режимом акцентированного движения из стоп или в стопы по методу
ЕТАШ, можно говорить терминологией иликов или ЕТАШ - ацент на большие пальцы, в сторону внутренних поверхностей, либо на мизинцы, в сторону внешних поверхностей тела. Если добавить
к этому подработанный акцент на угловую опору стопы в части затягиваний или толчков - что не объясняют ни в чэне, ни в илике на ознакомительных семинарах, ни в ЕТАШ - получится
более понятная модель задействования внутрених натяжений тела, по сути очень близких именно следующей глубине понимания шёлковой нити тела. Что это за моменты - об этом в следующем разделе
Внутренняя работа - развёртывание двух кругов до ... ого стольки
...
Подходы к движению в контакте и без
Даже выход на объёмное движение не дал такого прироста координации, который позволил бы комфортно работать с мастерами илицюань в туйшоу контакте. Да, туйшоу бывает разное,
от очень плотного и близкого, до классического контакта через руки. И это заставило задуматься чего не хватает, кроме опыта и времени наработки. Ведь очевидно, что это
недоработки инженерной модели. Отдельные моменты оказались доступны опять же через ЕТАШ. Первое - это детальная проработка натяжений между головой, пальцами рук и ног. Гораздо
более детальная, чем предлагается в инженерной модели чэньского чаньсы. Вероятно, когда тебя выводит учитель - он эти моменты поясняет, или понимаешь сам через титанический объём
работы. Таких самостоятельно достигших я не видел, надо, чтобы показали и накормили энергией парных практик. Но в естественном тайцзи это - база. которой он силён, и которая
позволяет включать силу тела более гармонично и целостно
Второе - это специфические навыки усилий обтекания (наматывание) и усилия "слизывания" силы в точке контакта, одновременного объёмного наматывающе - обматывающего потяга
и толчка в точке контакта, подключения т.н. верхнего движка, качества структуры трёх взаимобалансирующих шаров, влекущих совершенно другую, волновую работу пружины позвоночника.
Эти навыки не взял полностью, но понемногу разбираю, что понял. У носителя направления синергия этих навыков даёт столь искомое всеми качество "бесформенности", когда силовой
контакт может производиться любой частью тела
Важно, что это и с медицинской точки зрения более оптимальное движение. Чистое тайцзи было больше опорное в смысле опоры друг на друга узлов структуры ("в теле одно за другим
двигается, суставы друга на друга опираются"), заточенное под изменение под входящей силой. Под это строилась и прикладная комбинаторика, и скорость - принять, отразить - преобразовать,
и жахнуть самому. И да, входящее толкающее усилие костной структурой проводилось в землю и отражалось легко. До травмы, когда предел прочности структуры под динамическим взаимодействием
было исчерпан. н и о каких особенностях т.н. липкости, характерной по данным других внутренних стилей, никто из Чэней не говорил
Но также практика показала, что это хуже работает с умеющими делать правильный - не ведущий в тело тянущего - силовой акцентированный потяг и вытягивать партнёра на себя даже
в варианте исследовательского взаимодействия. Мне очевидно, что делать ставку на скорость тут нельзя, т.к. сама архитектура движка менее проработанная, и на скорости можно попасть
вдвойне. Тем более в силовом и скоростном варианте. А тем более владеющими построением с одновременным вытягиванием и толканием, как у иликов или естественного тайцзи. К тому же
вскрылось большая адекватность движка физиологии у этих людей, а во втором варианте еташ декларировалась более высокая целостность тела
Это оказалось крайне неприятным моментом, настолько, что пришлось пересмотреть свои наработки и исследования и начать изучать моменты иликов и еташ. Плюс травмы, показавшие
слабости собственного тела и сомнительную позицию ставить ставку на крепость выстроенной структуры. Наматывания шелковой нити перестали быть работой только со свитым в самодвижущуюся
систему собственным телом, к этому добавилась проработка комплекса специфических навыков натягивания сухожилий, циркуляций, кругов преобразования, т.н. "слизывающего" точку контакта
усилия, системного качества трёх шаров и втягивающе - выпускающих воронок. Как отдельного дополнительного навыка, и в некоторой неполной части. Потому что менять систему я не готов,
только искать общее
Формы тайцзи выступают тут каркасом для исследования, дающим внешнее трехмерное движение, на которое накладывается разное понимание движков и разных усилий,в т.ч. и классических
тайцзишных, насколько их удалось понять, и других, вписанных в физиологию тела и движения. Важно, что понимание задействования физиологии меняется под действием этих событий, людей
и практики. В т.ч. это касается менее травматичных и менее затратных подходов, появления внешних кругов, свитых до двух, и внутренних, расширяющихся до 8-16-32 и далее, иного
задействования тазовой области - 4 вертикальных столбов. И перехода к гимнастическому акценту, к не боевому, в силу того, что травмы убедили ...
Внутренняя работа - энергетика
Теперь про энергетику ... отставленную во многом сторону в угоду биомеханике, особенно после иликов. Да, по материалам Ч. складывается впечатление, мы работаем с дяньтянем
для выплесковой манеры, это же подтверждается и В. В его варианте акцентированных постоянной структуры и постоянных толчков - затаскиваний нет, но есть множественные
воздействия на фоне подвижного порхания и выключения увязанности до момента тяжёлых энергетических выплесков. Ч. однако говорит о наработке дяньтяня стеканием всегда и
отдельным накручиванием, а также отсутствием привязанности к физиологическому дыханию, что позволяет естественно нарабатывать ощущение энергии ...
Про фацзини
Про фацзини небольшое слово. Чем природа фа-цзинь отличается от природы фа-ли поразмыслить и сложно, и просто. Потому что существует множество интерпретаций. Шифу говорит - это для европейцев,
мы просто делаем вот так, и вот с такими нюансами. Но про вариант шифу я писать понятно не готов, не мне об этом писать и говорить. Сейчас после травм перспективы скорее мертвы. и всё же не
могу не двигаться в направлении себя. Поэтому распишу те моменты, которые получилось немного понять за время
Варианты выплеска, известные, практиковавшиеся и нет
1. чистый энергетический выплеск
2. круговая модификация удара в один дюйм
3. иликовская технология смены тонуса от костей до мышц
4. проведением структурой силы реакции опоры
1. чистый энергетический выплеск уводит нас в природу биологической энергии, которых самих по себе много разных. Плюс важно, как ни крути состояние носителя, т.к. кондиции
тела - энерго или волновода. Тянет на отдельный раздел, который таки должен быть написан, а пока толко отдельные моменты, и есть ещё тема Сознания. Канон говорит нам о
важности силы сознания. Но тут мы опять проваливаемся в глубину, нам придётся по хорошему говорить об аспектах и вариантах сознания. И этот раздел таки должен быть написан ...
важно, что есть несколько граней и этой темы. В целом полуается, что зачастую про выплеск мы говорим как про комплексный процесс, но ведь и живого человека сложно разделить
на компоненты
- 1.1 прямые и обратные психосоматические процессы. Натренированная в любом объёме обратная психо - соматическая связь - это один из вариантов управления физическими проявлениями
сознанием. Классики говорят - куда пошло сознание (внимание), туда пришла кровь. Это чистая работа обратных психо - соматических конструкций. Вместе с кровью приходит ци. Та самая,
которая тоже бывает разная. например имеющая свойства шарахаться внутри или снаружи тела, или же канализированная, или же слебующая за биологическими потоками, или же какая то ещё ...
Обратная психосоматика - то. что позволяет до какой то степени управлять физическим аспектом, но много тут зависит и от кондиций тела. Например, мои травмы закрывают мне доступ к ряду
моментов, и тут можно только понемногу двигаться ... В любом случае именно обратная писхосоматика является одним из основных видов так называемой энергетики, когда гибкий поток сознания
ведёт физические проявления. В подготовленности тела и сознания, наработанности путей перемен, выборе объёмной модели этих перемен - адекватной возможностям тела и выстаивании человека
в практике кроется один из методов, приводящий к скорости
- 1.2 пестование жизненности и биологических кондиций. Тут придётся сделать отступление и в шёлковую нить, и в цзинь (цзир). Как приходилось читать и слышать у мастеров - цзинь - это
очищенная ли, то бищь целостная сила базируется на очищении грубой силы ли, осознанном выделении и последующем свивании воедино видов тканей внешнего тела, распускании лишних напряжений,
что известно как фансун, или раскрепощение и проницаемость, формировании целостной силы, соединения биомеханических (квадратного, опорного) и энергетических аспектов в единую систему,
в том числе подготовка практика к проведению через тела больших, чем раньше, усилий. Прилично аспектов этой темы формирования динамических опорно - подвешенных (тенсёгрити) конструкций
из пяти видов тканей внешнего тела (кости, суставы, связки и сухожилия, мышцы, кровь, кожа) описан у иликов, а именно у Павла Кавалерова. Но в каждой школе свои аспекты
- 1.3 есть огромная тема биохимии тела и сознания, как отдельного аспекта энергий, которая больше относится к медицине, но однозначно влияет на возможность пестованя волновода,
обеспечивающего качество проведения чистых, или более замутнённых - грубых - энергий
- 1.4 Алгоритмы мышления и чувствования. Тот аспект, который подвеграется глубинной модификации относительно обычного социоида, малая часть того, почему практики зачастую нелюбимы и гонимы
социумом, властью и государствами. Как илюбые практики, смотрящие в мир через альтернативную целостную навигационную систему. Ведьмы, травники, философы, искренние медики. Отличие от шизотериков
тут огромно. У шизотериков фантазии и почёрпнутые из писаний представления, у практиков же - накопленный (выстоянный) до состояния структурирования закономерностей практический опыт. И алгоритмы.
Именно практика выводит на нелинейные, обьёмные и невербальные алгоритмы мышления и чувствования, что позволяет иначе, более целостно, взглянуть на механизмы сознания и чувствования, и вплести
альтернативные варианты алгоритмов в всою повседневную жизнь
Тут опять последует отвлечение. Зачем ещё нужны какие то практики и алгоритмы ? Для удержания памяти о себе. как о человеческом существе, несмотря на огромный прессинг социума и механизмов
местного фантомата жизни - раз. Сейчас это большая проблема, проживание жизни зомбаками - социоидами. Далее - использование наработанных инструментов в обыденной жизни, это два. Т.е. умение
видеть более обьёмную картину, удержание большего количества смысловых ядер и их связей. Но самое главное - это внутренние опоры. Не просто удержание за спасательный круг практик, но
возможность жить в соответствии со своей природой. Пусть не полностью - но прилично больше, чем у социоидов. Эти же алгоритмы могут проводить регрессию влияния паразитического образования
социум. Наверно, это самая большая ценность подобных практик в современном мире - не мордобой, ни условные "мультики", ни что-то иное. А защита и лечение человека от невидимых поработителей
2. круговая модификация удара в один дюйм - это следствие замкнуттого целостного движения биомеханической модели, увязывающей 15 центров преобразования усилия. Есть адепты, говорящие о 13 центрах,
но для целей этих записок эо не так существенно. Важно, что фактическийвыплеск инициируются комплексным спиральным движением тела, и поэтому энергетика более плотно поддерживается биомеханикой.
Для меня этот момент стал немного проявляться на стыке синтеза нескольких подходов к Чэнь ши, а также Естественного тайцзи с его самиттальными натяжениями, и немного илика. Похже, что фактическая
природа выплеска содержит все ранее упомянутые компоненты
3. Смена тонуса в илицюане лучше может быть расписана иликовцами, но суть, насколько представляется, заключается в смене плотности мышечного тонуса и осевой тенсёгрити конструкции. Такая смена
тонуса - по сути является сменой плотности, и хотя говорят об этом в илике, но фактическое импульсное уплотнение мягкого, но не слабого и не безвольного, тела шёлковой нити - больше показано именно
в чэньском тайцзи
4. Передача силы реакции опоры через структуру тела. Канон говорит нам о недопустимости силового противоборства грубой силой. но даьлше начинаются разночтения. От полного отказа от силы, до отказа
от грубой силы, но плотной работы силой очищенной и завязанной на сознание, цзинь. Все эти градации имеют место быть, и это один из критериев мастрства, то бишь квалификации специалиста, которая
может быть разная для разных условий. В любом случае грубое противоборство - это отступление от метода, но и более чистые виды его могут приводить к различным травмам, как показывает мой не самый
приятный опыт. Это, с одной стороны, позволяет понимать то, что не понимают в силу более крепкого здоровья другие, и формировать акценты, а с другогой - может закрыть потолки о отдельные виды гунов
(методов практики). Перераспределеие входящих усилий на целостную структуру тела ставит вас в зависимость уже от прочности компонентов структуры. Например - сухожилий, которые могут повредиться даже
и под касательной нагрузкой
Следствия и выводы
Как бы там не было, но этот один из видов выплеска внутренних направлений всё же отличается от внешего сменой парадигмы. Вместо сжатияи последубщего выпрямнения с набором кинетической энергии
происходит распускание мягкого и раскрепощённого, но усиленного шёлковой нитью, тела до последующего контакта, в который структура тела, сохраняя под управлением сознания требуемые качества,
втекает как бы под затягивающе - скатывающую контакт распорку, и на продолжении втекания происходит передача сжимающего внешнего усилия в пружину структуры до момента накопления импульса реакции
опоры, в который активируются и натяжения по требуемому вектору, и усиление накручиванием дяньтяня, и уплотнение сменой тонуса - происходит глубокое "электрическое" встряхивание от реакции опоры
приходящего тела, потенциально проходящее не по поверхности, а в глубину
Электрическое встряхивание может быть и самостоятельным действием, перетряхивая сознание другой стороны, обычно такой практики не имеющее. Также не отменяет и хлыстов накручивания дянь тяня, и
обжигающих янских воздействий, и больше относящихся к векторам геометрии ба мэнь
Фактически, с углублением понимания, выплеск начинает содежать все описанные и ряд не описанных моментов. Из не описанных, например, соответствия обращённого дыхания тренингу фа-цзинь, что опять
же укрепляет тело, ткани и сосуды при взрывных вроздействиях, или технологии циркуляций и т.п.