Классика тайцзицюань. Про формулы построения движения - движки
Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными
соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия
лицензионного договора на использование этих
материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы
Авторская площадка "Наши орбиты" состоит из ряда тематических подразделов, являющихся моими лабораторными дневниками, содержащими записи за разное, иногда
продолжительно отличающееся, время. Эти материалы призваны рассказать о прошедшем опыте, они никого ни к чему не призывают и совершенно не обязательно могут быть применимы кем-то ещё. Это только
лишь истории о прошлом
Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические
аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать
"перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы. Сайт этот - лабораторный дневник, отдельные статьи отражают
позицию автора на время написания, они могут быть не согласованными между собой, и отличаться от моего текущего понимания. Вы используете материалы под свою ответственность
Дат не ставим, с датой бумага становится недействительной ...
Бегемот (кот)
Про движки в целом
P.S. С июля 2018 года исследования дополнились изцчением "естественного тайцзицюань", но написать об этом можно будет только после достижения достаточного промежуточного итога ...
Задумываюсь, когда соратники начинают писать сколько они занимаются. 10, 20 лет, 30, 40 ... тоже можно было бы написать, что занимаюсь давно, очень давно, и даже немного преподавал, но что
считать занятиями и как мерять их время ? Если мерять временем, астрономическими часами - это одно, а если достижениями - совершенно другое. Ведь можно очень долго ходить по кругу, искать,
делать вещи малоэффективные, а время при этом будет наращивать величину. Но результат может быть несоизмерим с потраченным временем, и говорить о времени будет мало смысла
Поэтому я и говорю об инженерных моделях, методиках преподавания, публичности и доступности, приводя в пример илицюань. А если мерять результатом, возникает совершенно чёткая картина критериев
и промежуточных итогов, которые и позволяют в рамках инжеренной модели определять, насколько удалось продвинуться. Конечно есть нюансы, полутона, тонкие моменты, разные шкалы оценок, взаимопересечения
смыслов, отход от темы и возврат с новыми вводными, но есть и промежуточные горизонты, про которые уже можно говорить
Применительно к тайцзицюань в моей картине мира на сейчас есть такие горизонты
начальное знакомство, общие требования, изучение формальных комплексов и методов тренировки
наработка начального опыта, выстаивание практики, собирание опыта для набора начальной массы
анализ полученного опыта, выводы об устройстве системы и своего с ней взаимодействия
корректировка и углубление практики, после чего всё идёт по кругу
Вот ключевым в выводах является формулы построения системы, движения, связи базы и прикладных смыслов - что некоторые знакомые называют словом "движок", и методы его наработки и применения. За
всё время поисков по теме тайцзицюань, с 1984 года, попытки вскрытия движка не прекращлись никогда, но, по результатам судя - занимаюсь я очень мало. И что, что было в юности многолетнее погружение
в практику часа по четыре в день, что отстоял когда то три года по часу в день в столбах, что придумал и проработал более тридцати моделей, объясняющих построение движения в формах ? Это не сберегло
здоровье, не обеспечило финансовую свободу, не помогло отказаться от просирания времени и работы на дядю. Лучше бы нашёл выдающегося мастера и быстренько у него выучился высокоэффективной тиражируемой
методике. Негде было такого мастера ззять, чтобы учил как родного, пришлось ковылять как получится
Однако это "так сложившееся" позволило посмотреть на разные варианты, ответить на вопросы "почему так, а не этак", свить практику с жизнью. Которая больше любой практики. И по дороге решать массу
жизненных задач, которые тоже ведь решать надо. С этими вводными расскажу про поиски движка. С момента знакомства с тайцзицюанем вопрос "как оно устроено" не был закрыт ни разу, хотя много раз я думал,
что почти закончил "эту работу", и можно идти дальше. Доступна краткая история этих поисков. По результату "дальше" стало "параллельным и взаимодополняющим" моментом,
а линейное движение - вписанной в жизнь спиралью
Каждая из разработанных и проработанных моделей принадлежала к некой группе, фактически означавшей новую идею по объяснению базовых формул (или как говорят - "движка").
Хореографические,
структурные,
осевые,
ритмические,
начального объёма,
цельного движения,
плоскостные, и, наконец,
объёмные модели. Несколько десятков, собранных в немного взаимозависимых, или друг на друге
выросших, групп. Долгое нащупывание, поиск, попытки и проработки. Как же это китаёзы делают ? И всегда был потолок. Когда - всё, дальше на этой идее не продвинуться. Изобретательство велосипедов процесс
также увлекательный. Итогом стала вскрытая "формула объёмного движения", довольно простая по сравнению с
отдельными, придуманными ранее, моделями. Но, уже нахлебавшись, соответствующую модель я так и обозвал - первая объёмная модель. Подразумевая, что рано или поздно вылезет вторая, третья, или что - то там
совсем новое
Модель "первая объёмная" была до 2016 года ведущая и позволила много чего. Не рвать движение,
переводя движение между плоскостями, охватывая весь объём за счёт комбинации работы двух плоскостей (дяньтяня) с одной стороны, и увязанной друг на друга опорно - двигательной системой со второй стороны,
обеспечивать целостное усилие от стоп до кистей, мягкое и пружинистое, снаружи внутрь и изнутри наружу, соответствие многим принципам из Канона тайцзицюань. Удалось полностью вписаться в хореографию
классических лу Чэньского тайцзи, на котором и проводились исследования и вскрыть метадвижения, после чего формальные комплексы стали из сложных - комбинаторикой небольшого количества простых движений ...
Удалось навесить на движок прикладную комбинаторику в части сметаний, ударов руками и ногами, подружить его с формальными комплексами с оружием и наработкам с предметами, боксёрским мешком, например.
Удалось начать работу по соответствию восьми силам (ба мэнь тайцзи), о чём в чэньском тайцзи говорят мало, и разобрать, где их восемь, а где нет. И, самое главное - этот мой движок даёт ощущение
перетекания энергии, которым можно управлять сознанием, и через это - движением ...
Казалось бы развивай дальше и горя не знай. Но. Этот движок сработан по мотивам тайцзи, а не получен как прямая передача. Он работает с энергетикой, но не хватает чего-то. Может вложенной практики,
а может знания. Не хватает всё же опорности под нагрузкой с более мощными партнёрами, меньшей зависимости от болячек. Не обеспечиваются те самые эффекты тайцзицюань, когда ну вот совсем малой силой ...
Лучшее - враг хорошего, но моя "ах какая замечательная" первая объёмная модель всё же не полностью соответствовала поставленной планке. Поэтому поиск продолжался, и он привёл к стилю илицюань, и далее
основанному на нём естественному тайцзицюань как источнику очередных новых глубин
Вскрытие элементов структуры и их увязанность
У меня вскрытие узлов биомеханической структуры производилось как часть системных практик, преподанных в Инби - столбов, материнского круга багуа и дургих практик. Наработка вытягивания нити - плавности
и текучести движения была сформирована как навык в годы занятия тайцзицюань Чжэн Маньцина. Занимались на энтузиазме и взято было мало, но этот момент прорабатывали активно. Сама идея шёлковой нити на
момент исследований темы была заимствована из материалов по тайцзи Чжэнь Маньцина (образ рукава с воздухом) и материалов по синъи цюань от А.Маслова, Чэнь появился потом. Наматывание нити - это специфичный
навык, с которым всё продолжаю разбираться ...
Сравнение базовых элементов в части объёмного движения
Например, в более ранних "осевых" моделях изменения происходили как бы по осям, и именно за счёт
взращенного в столбах чувства внутреннего перетекания - фронтальная ось менялась как преимущественное перетекание, и, как следствие, перенос веса преимущественно на левую или правую ногу, вверх-вниз - за
счёт акцентированного преимущественного наполнения плечевго или тазового пояса, причём руки при этом могли наполняться и вверх, и вниз от плеча. перемена вперёд-назад как акцентированное наполнение
преимущественно передней или задней части тела. Плюс ритмика, которая фактически означала отведение конечностей от тела и приближение к телу. Вот на такие внутренние ощущения натягивалась хореография
классичексих форм Чжаопи. В последующем через ряд моделей это трансформировалось в объёмные модели
В моей "первой объёмной" бралась вскрытая структура тела из 15 дворцов, выставлялась в средний
столб, похожий на рамку и известную стойку пластичных систем, после чего за счёт вращения области нижнего дянь тянь, в двух плоскостях, формирующих моменты силы, и опираясь на требования
"правое и левое друг друга дополняют, верхнее и нижнее друг за другом следуют", "хочешь пойти налево - сначала направо, вверх - сначала вниз, вперёд - сначала назад", и сохраняя ощущение
"вытягивания нити", опорность и структуру как "увязывание сустава на сустав", формируется объёмное движение, передающееся в конечности. Это по сути динамический столб, при котором руки практически ничего
не делают сами, движение производится телом - в режиме наработки. Одновременно тело может восприниматься как "большой дяньтянь", и тогда то же самое движение будет "более внешним". Круговые движения в двух
плоскостях полностью определяют три оси, а значит объём. Применительно к телу это вылилось в восемь "объёмных кругов", полностью описывающих потенциал перемен в этой модели
Собственно на знакомстве с илицюань исключительно самостоятельные изыскания закончились, потому что пересечения смыслов, методик и подходов получилось ошеломительное. Последовавшее за этим знакомство
с естественным тайцзицюань, во многом основанном на илицюань, позволило познакомиться с нюансами системы, в том числе применительно к базовым элементам и движкам, ещё глубже. Вот эта моя работа осями и
ритмикой, потом плоскостями и наконец шаром области дяньтяня очень близка тому, что используется в илицюане. Здесь, насколько удалось разобраться, в качестве базовых элементов движения используются:
горизонталь - повороты в куа и плечевых складках
открытие и закрытие центральной линии грудь - живот
фронталь - поджимание и распускание рёбер
ритмика - сжимание и расширение, вбирание и выпускание как четыре фазы
На мой взгляд иликовская база очень похожа на мой движок, она обеспечивает тот же объём, но более физиологична, использует уже два центра - грудной и живота, существенно более проработанную
ритмическую компоненту там, где у меня было только сжимание и расширение на четыре фазы - две преимущественно телом и две преимущественно сознанием (а рассматривал и на восемь в порядке Фу Си, но не
сложилось). Также в моей модели горизонтальная компонента врашения области дяньтянь как шара создавала эффект некоторого небольшого вихляния, а вращение больше не в куа, а в пояснице. Ещё в моей
"первой объёмной" некоторое движение в рёбрах было как результат целостного движения, но не акцентированное и не отдельным базовым элементом
А физиологичность - это как раз то, что нужно для опоры разных уровней явления, для более естественного движения, для достижения оздоравливающего или хотя бы помогающего двигаться эффекта. Очень полезно
при наличии некоторых болячек ... Хотя и моя первая объёмная выдаёт практически то же движение, потому что работа двух плоскостей однозначно определяет три оси, а значит - объём, но опора на физическое и
"рычаги" илика более "вписаны в тело", и добавляют избыточную возможность инициации движения. В естественном же тайцзи добавляется ещё несколько точек приложения внимания и физиологическая связь, но об
этом лучше к создателю системы