Эти материалы являются объектом авторского права и защищены законами РФ и международными
соглашениями о защите авторских прав. Перед использованием материалов вы обязаны принять условия
лицензионного договора на использование этих
материалов, или же вы не имеете права использовать настоящие материалы
Авторская площадка "Наши орбиты" состоит из ряда тематических подразделов, являющихся моими лабораторными дневниками, содержащими записи за разное, иногда
продолжительно отличающееся, время. Эти материалы призваны рассказать о прошедшем опыте, они никого ни к чему не призывают и совершенно не обязательно могут быть применимы кем-то ещё. Это только
лишь истории о прошлом
Замечание: автор настоящей статьи является таким же идущим в потоке тайцзицюань, как и многие другие. Он не является достигшим ясности понимания предмета и постигшим практические
аспекты до сколь нибудь законченного уровня. Настоящая статья призвана с одной стороны формализовать понимание автором поднимаемой темы, структурировать наработанные выводы, провести так сказать
"перепросмотр". А с другой - поделиться информацией и выводами с попутчиками, и, возможно, послужить основой для обсуждения поднимаемой темы. Сайт этот - лабораторный дневник, отдельные статьи отражают
позицию автора на время написания, они могут быть не согласованными между собой, и отличаться от моего текущего понимания. Вы используете материалы под свою ответственность
Как говорят боевые искусства отличаются, но теория у них одна. Или же ушу одна семья. Говорят ещё, что понятие стилей внутренней семьи произошло вовсе не от наличия неких исключительно
таким стилям присущих внутренних техник, а лишь от факта братания нескольких школ, что позволило их ученикам изучать другие стили и при этом не становиться изгоями в своих школах, тогда
как раздел внутренних практик присущ любым школам. Эти простые идеи имеют важное продолжение - изучать имеет смысл весь опыт, а не только стилевой. Для меня это было очевидным всегда на
ещё более глобальном горизонте жизни
Ниже небольшой срез представлений от привнесённых илицюанем дополнений на июль (07) 2018 года, по тем понятийным блокам, которые мне представляются ключевыми. Ну да, травма, восстановление
на год, до восстановления тело не очень, скорости упали в несколько раз, но что то же я могу делать. И делаю ... Основано на
Мысли по результатам семинара илицюань ноябрь 2017
|
| | |
* движок или формула построения движения
|
В илике существует понятие трех базовых движений по трём осям трёхмерного пространства, об этом говорят сразу на чиная с разминки и базового цигуна
Это:горизонтальное вращение в куа, вбирание - выпускание как движение сагиттельное и подбирание-опускание рёбер как движение фронтальное. Из них компонуется вполне
конструктор по построениею трёхмерного движения
|   |
На своём пути исследования пришлось пройти через различные варианты, и путь этот не закончен. Идея перемещения за счёт перемен в трёхмерном объёме плюс сжатие - расширение прорабатывалась мной с
осевых моделях и ритмических моделях
примерно в 2004-2011 годах, на своём практически колхозном уровне. Тогда о существовании илика я не догадывался ввобще. Дальше отошёл с сторону
кубических, а потом, через ряд других, и
объёмных моделей. Которые вроде тоже опираются на трёхмерное вращение тела через область нижнего
дяньтяня и расширение/сжатие, но со своими упрощениями и допущениями ...
В моём случае исследования вылились в определение формулы движения, на основе биомеханической структуры, см. формула движения или замолчанные звенья.
Однако это не конец. а как всегда - точка на пути. Считаю, что подход илика и мой не противоречат друг другу, а дополняют |
* толкование "тайцзи - это линия разделения Инь и Ян" а более приземлённо - точка контакта
|
Подход илика вполне совпадает с традиционной теорией. Из тайцзи раждается инь-ян и т.д. Этот подход практически объясняет точку контакта
|   |
В таком контексте никогда не рассматривал. Рассматривал как корень Тьмы вещей, т.е. то, что порождает любые проявления, оно же Великий Предел (проявлений), т.е. опять же любые
проявления. Может с позиции китайской космогонии это и не совсем верно, хотя, если не ошибаюсь, тайцзи - это и начало и вершина фазы проявления из у-цзи. Инь-Ян, сы сян и
ба гуа, разворачивающиеся в 64 гексаграммы, порождают всю Тьму Вещей и, в пределе, Великий предел ... Быстрое, медленное, слабое, сильное и т.п.
Этому сильно способствовал подход Чэнь ши, не отрицающий использование физической силы, но говорящей, что в утончённом варианте она становится усилием «всё тайцзи. Но хорошее
или плохое, в зависимости от соответствия принципу»
Не принимается почему то идея о том, что тайцзи - это позиция на линейной шкале до проявления, все проявление - и начало, и
конец творения - все тайцзи. Однако использовать для практических целей этот момент в интерпретации илика вполне можно, не ограничиваясь им
|
* вбирание-выпускание термин на мой взгляд неоднозначный - можно вбирать в дяньтянь, а можно в землю. Можно выпускать из
минмэнь, а можно от земли. Это вопрос понятий
|
Насколько понимаю, в илицюань это основа движения вертикальной оси, когда используется или сила опоры для расталкивания (выпуск от земли), или сила тяжести (вбирание в землю)
для затаскивания под себя. Основная практика вбирания-выпускания представлена в публично доступном стилевом нэйгун илика несколькими упражнениями, как и другие осевые практики
Думаю не ошибусь, если напишу что здесь - это основа перехода инь - ян, потяга и толчка в цикле наматывания, сил отражения - Пэн и пропускания - Люй (хотя по тайцзишным мотивам здесь
больше напрашивается именно срывание Цай, а не второй вариант описания Люй - охватывание)
| |
В моей картине мира вопрос вертикального движения вполне поднимался, особенно как опорность, движение плечевого пояса с опорой на тазовый или тазового (низа) с опорой на плечевой пояс
(верх), этому способствовало всё построение использовавшихся в качестве хранилища знаний форм Чэнь ши. Однако проработка темы в илицюань тщательнее, идёт рабочий процесс по интеграции
|
* сжатие-расширение ещё одно базовое понятие
|
Разъяснение на семинаре 2017 года представляются очень интересными. Пульсация в фазах сжатия и расширения использует одновременно и отдельные иньские, и отдельные янские поверхности
сверху и снизу
Например, вбирание в верхней части по иньским поверхностям с наполнением янских внизу (заряжаемся), или втягивание иньскими поверхностями ног до цихай с преобразованием
дяньтянем в минмэн и выплеском по янским поверхностям туловища и рук |   |
Основа пульсации, ритмических моделей в моих исследованиях. На определённом горизонте я вообще считал, что если трёхмерные перемены больше говорят о внутренних изменениях, то ритмика
- о взаимодействии с миром вокруг. Хотя сейчас всё более объёмно |
* сферическая сила
|
|   |
После доведения эффектора до контакта использовал расширение по выбранному вектору, не по сфере. В чистом виде понятие именно сферическая сила не применял, однако чтобы пойти направо
- должно пойти налево, вперёд - назад, вверх - вниз ... прекрасно укладывается в опорность через дяньтянь. Чтобы пойти куда-то нужно повести опору в противоположную сторону, где то
больше, где то меньше. На точке контакта за счёт расширения от дянь тяня сила на сколько-то сферична, но одновременно промежуточные центры (суставы) в каждой точке сферичностью не наполнял.
Это вопрос открытый, хотя у иликов однозначно работающий |
* трёхмерность фундаментальное понятие для построения движения, думаю как минимум во всех стилях внутренней семьи
|
Трёхмерность здесь также понятие фундаментальное, и практическое. Оно представлено тремя видами базовых движений, из которых и компонуется. Есть отдельные практики в доступном публично
стилевом нэйгуне, объединяющие отдельные движения в трёхмерность
|   |
После различных вариантов остановился на ведении костной структуры движением области дянь-тяня в двух плоскостях (что определяет три оси или объём) для выстраивания движения,
плюс сжатие-расширение структуры, но не по большому кругу, а одновременно из минмэнь как ощущения до рук и ног, и до нижнего дянь-тяня и из рук и ног, не акцентированно по инь
(сразу руки и ноги) и ян (сразу руки и ноги) поверхностям
До этой формулы дошёл в 2011 году, чему способствовала недолгая совместная практика с Михаилом Берзиным, учеником Романа Романова в 2010 году. Кстати именно от Михаила я услышал
название илицюань
Тогда я всё же упорствовал в своих осевых моделях с последовательными переменами только в одной плоскости, но процесс шёл, и по прошествии времени следующим горизонтом после кубических
стали многоплоскостные, а потом и объёмные модели, прорабатывающие уже многоплоскостное движение. Однако через пару месяцев мне попался опубликованный в 2010 году ролик Сяована о принципе
как объёмном движении через две плоскости. Свой "велосипед", однако, ближе, тем более подтверждённый грандом, но по-сути в илике говорится
об одном и том же
|
* расслабление фансун - основа проницаемости, подвижности, скорости и построения движения
|
Немного, но важное. Иликовская акцентирующая формула "расслабление как процесс" однозначно дополнит понимание темы
|   |
Для себя много лет назад принял гораздо более правильный,
на мой взгляд, термин - раскрепощение. Но чтобы в раскрепощении можно было принимать и генерировать силу - требуется проработка сухожильного комплекса,
но всё же есть пределы принятия силы (а с позиций новых знаний по миофасциальному релизу правильнее говорить и проработке связок и фасций, а не сухожилий.
Но - это отдельная история :)). С задачей проработки сухожилий в какой то степени справляется жонглирование шестом или бодибаром
|
* натяжение сухожилий мной незаслуженно подзабыто, замещалось опорой на даньтянь и проницаемостью. Хотя это важный момент в
наматывании. Кстати довольно чётко этот момент проявлен у Фёдора Парфёнова, приктикующего стиль У |
|   | |
* фацзинь в целом похоже. Т.к. я вытаскивал по наитию, и веду на управляемых ощущениях - мгновенный выброс уплотнения из точки
расслабления и с сохранением расслабления, с донесением полученной не распорки даже, а целостной передачи усилия от ног и изменением суперпозиции структуры в момент выброса в сторону
уплотнения рисунка костной структуры, с выплеском усилия наружу по касательной от структуры тела ("мельницы", столба). Плюс это всегда спираль движения структуры. Плюс в тайцзи накопление
происходит в изогнутом - стоило сходить на семинар, чтобы вспомнить это. Просто на третий день в условиях впитывания инфоромации и качества, отличного от своих, начинаешь деревенеть и забывать
и про фансун, и про наработанные алгоритмы - эта понятные временные эффекты от погружения в новое. Зато потом выплываюи в сознании моменты, объясняющие эти эффекты, а заодно и причины -
подзабыл ты, брат, о чисто тайцзишном термине накопления в изогнутом. А иликовские включение по кругу и зацепление требуют проработки и осмысления, а объяснение сути выброса четкое и
понятное |
|   | |
* готовность о термине алертность и его реализации задумывался давно. Для меня это вылилось в ряд практик (тренировка
способности ответа, тренировка включенности ответа, тренировка погружения во внешнее). Но только несколько повысило уровень, к искомому уровню результата
не привело. Готовность в илике наверно не совсем соответствует понятию алертность |
|   | |
* усилия Пэн - как природа жидконаполненного тела от Малявина мне подошла меньше, а вот упругая пружинящая структура (сухожильно
– фасциальная) для эффекта пружинящего мяча подошла больше. С геометрическим вектором Малявина я также согласился, как с текущей рабочей моделью. Здесь же
термин Пэн больше связан с более детально проработанной сферичностью, и проявляется в том числе техниками дополнения инь-ян для недопущения сминания. Это
требует осмысления. О других семи классических усилиях тайцзи в контексте илицюань явно слышать пока не пришлось |
|   | |
* классические последовательности, лу, формы, ката, дорожки носители традиции говорят, что Илицюань - бесформенный стиль, и в
нём классические формы появились недавно как дань традиции. В доступных источниках по тайцзи приходилось сталкиваться со взглядом о необходимости перехода
от форм к бесформенности. Однако классические последовательности - устоявшаяся и очень уважаемая форма сохранения знаний, которая прошла через века. В
своём небольшом разбирательстве с тайцзицюань, именно отталкиваясь от классических форм, мне довелось придумать и проработать около тридцати моделей
объяснения. В том числе получилось свести формы к базовым метадвижениям, которые свернулись в восемь базовых комбинаций из двух объёмных кругов. То есть
получилось свернуть формы до формулы построения движения, конечно как рабочий момент, без претензий на
окончательную истинность. Но моему варианту далековато до бесформенности |
|   | |
* вращающиеся руки это одна из ступеней обучения в илицюань, основы которой - восемь базовых кругов - на мой взгляд, очень
похожи на восемь кругов моей формулы движения, по сути вытащенной мной из классических текстов, книг, семинаров, сторонних источников и хореографии по
наитию. В илике, в составе целостной технологии обучения, это выглядит частью системы, и опирается на генерирование силы в круге, тогда как я вытаскивал
многолетним уговариванием подсознания. Полного совпадения тут вроде нет, так что восемь кругов вращающихся рук - это ещё один предмет для изучения и
сравнения |
|   | |
* практика с предметами и оружием этого в илицюань наверно есть, но не довелось пока увидеть в действии, кроме груш - мешков.
Даже опираясь на общие принципы построения движения, каждый предмет задаёт свою манеру движения. Длиномеры, короткомеры, клинки, веера и т.п. ... |
|   | |
* внутренняя энергия |
|   | |
* спиральное канализирование |
|   | |
* движение от ног и от рук |
|   | |
* точка контакта и изменения в ней |
|   | |
* рефлексы |
|   | |
* ведение изнутри-наружу и снаружи-внутрь делал в масштабе образа – структура тела – большой дяньтянь, наполняет малый, а малый
управляет большим. Это похоже, проходил и отмечал, но без акцентирования, как рабочий момент |
|   | |
* смотреть из нейтрали вроде очевидно, не акцентировал, но у иликов про это говорится очень качественно |
|   | |
* технология чтобы соединить надо разделить Использую с 1999 года, с момента взаимодействий с Инби – для построения любых
моделей - строится через выделение узлов структуры и связей. Вся переферия из выделенных узлов и связей между ними - приводят к центру |
|   | |
* проведение усилия усилие веду на ощущениях наполнения через всё тело и интеграцией силы всех частей тела, от опоры до
эффектора |
|   | |
* ошибка двойной тяжести для меня на примере - пустое правое и полное левое, но в левом (как и правом) есть переднее и заднее,
которые также будут пустыми или полными в более глобальной в пустоте или полноте левого или правого, а также верхнее и нижнее, которые будут ещё более
пустыми или полными в более глобальной пустоте - полноте левого и правого, а потом - переднего и заднего. Это в своё время была основа для проработки моих
кубических или моделей начального объёма. Но вывод о несводимости перемен в кубе показал
потолок этих моделей |
|   | |
|
|
раздел |
Про илицюань |
подразделы |
|
|
|